Алий ХАТКОВ, заместитель председателя Адыгейской республиканской организации Профсоюза образования: В походе всегда есть педагогический компонент — Свежие новости

Алий ХАТКОВ, заместитель председателя Адыгейской республиканской организации Профсоюза образования: В походе всегда есть педагогический компонент

«Альпинизм, спортивный туризм, спортивное ориентирование», – перечисляет виды спорта, которыми занимается многие годы, Алий Хатков. Спортивный судья всероссийской категории, заслуженный работник туризма Республики Адыгея, заслуженный турист Кубани, гид-проводник международной категории – такой послужной список сложился за годы труда на туристских маршрутах. Сегодня свой спортивный опыт он успешно применяет, работая в профсоюзе.

– Алий Моссович, помните свой первый поход?

– Когда я был ребенком, моя мама работала пионервожатой в школе. Тогда ученики часто участвовали в зарницах и походах. Мне было неполных пять лет, когда мама впервые взяла меня со своими школьниками в поход через Главный Кавказский хребет к Черному морю. С той поры я влюбился в горы.

– Большой период вашей трудовой биографии связан с туризмом. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

– После школы, в 1983 году, я поступил в государственный педагогический институт в Майкопе. Окончив исторический факультет, по распределению попал в Центр детского и юношеского туризма, где работал до 1998 года на разных должностях – от инструктора-методиста до заведующего отделом.

В 1995 году награжден ведомственной наградой – знаком «Отличник народного образования Российской Федерации». Для меня эта награда особенно ценна тем, что заслужил ее, работая именно в сфере детско-юношеского туризма.

В 1998 году перешел на работу в Адыгейский государственный университет, бывший педагогический институт, где я учился. Многие годы был директором спортивно-туристского центра «Эдельвейс» Адыгейского госуниверситета.

– А как вы пришли в профсоюз?

– Будучи уже сотрудником вуза, в 2001 году я возглавил первичную профсоюзную организацию студентов университета. А в 2014 году на конференции меня избрали заместителем председателя региональной организации Общероссийского Профсоюза образования. Еще два года после избрания я продолжал работать в университете, совмещая две должности, но потом полностью посвятил себя профсоюзу.

– Давайте снова обратимся к спортивной линии в вашей жизни. Долго шли к разряду КМС по спортивному туризму?

– Серьезное увлечение альпинизмом, спортивным туризмом началось еще в школе, когда я начал посещать туристический клуб города Майкопа.

На втором курсе Адыгейского пединститута стал руководить студенческой секцией туризма. Благодаря походам объездил практически всю страну, побывал почти во всех географических зонах. Был на Камчатке, Чукотке, на Урале, то есть везде, где есть горные районы. В том числе на территории республик, которые тогда входили в состав СССР, – в Киргизии, на Карпатах, в Таджикистане.

В каждом виде спорта свои принципы оценки мастерства спортсмена. В туризме оценивается сам спортивный поход по особым критериям, начиная со степени автономности при прохождении маршрута. Проще говоря, чем дальше забираешься в глухомань, чем меньше зависишь от цивилизации во время похода, тем он считается сложнее. Кроме того, учитываются длительность и протяженность маршрута, а также локальные препятствия – перевалы, переправы, вершины. Для каждой группы препятствий существует своя оценочная шкала. Исходя из показаний этой шкалы, походу присваивается определенная категория сложности, от первой до шестой, где шестая самая высокая.

Для того чтобы стать кандидатом в мастера спорта по спортивному туризму, надо принять участие в походах от первой до пятой категории сложности. Но никто не может пойти в поход сразу пятой категории. Здесь нужна последовательность. Плюс к этому необходимо иметь опыт руководства спортивными походами до четвертой категории, то есть водить в такие походы группы.

В туризме, пожалуй, как нигде, важен фактор продолжительности спортивного опыта. В других видах спорта можно воспитать спортсмена до кандидата или мастера спорта за несколько лет. У нас этот процесс растягивается на более длительный период. Например, туристские группы сами по себе ниоткуда не возьмутся. Их нужно создавать, воспитывать команду, чтобы было кого вести в поход.

Я стал официальным руководителем туристских походов в 1989 году, а КМС получил в 1992 году, но это из ряда вон выходящий случай. У большинства спорт­сменов-туристов путь в КМС занимает не менее 10 лет.

– У ваших групп смешанный состав или исключительно мужской?

– Бывали и женщины, но они до самых высоких категорий походов недотягивают. Хотя есть даже мастера спорта среди женщин в спортивном туризме, но это исключение из правил.

– Какой туристский маршрут оказался самым сложным для вас и почему?

– Скажу так: приключения можно найти на ровном месте, и самый простой маршрут в результате неожиданных событий может стать достаточно сложным. Ведь в походе мы находимся в агрессивной природной среде. Погодные условия – принципиальный фактор в нашем виде спорта. Игнорирование природных условий – не так экипировался, не вовремя вышел на маршрут и так далее – иногда приводит к трагическим последствиям.

– То есть спортивный туризм не для «горячих голов».

– Конечно. Любой руководитель группы должен думать не только о себе, но и обо всех участниках. На него возлагается ответственность за всех людей, которых он ведет за собой.

В моей практике был такой случай. Мы с группой поднялись на гребень одного хребта на Памире. Началась гроза, а, как известно, молнии бьют в выступающие высоты и объекты, также электрический разряд притягивают металлические предметы. А у туристов и альпинистов, когда они находятся в горах, есть определенное количество снаряжения из металла – карабины, ледорубы и так далее.

В той ситуации я принял решение все снаряжение собрать и спустить на веревке в пропасть, закрепив веревку на камне. Таким образом мы обезопасили себя, убрав подальше все металлические предметы.

Так вот, мы находимся на гребне, молнии бьют все ближе, а деваться некуда – и слева, и справа пропасть. Лучший способ снять напряжение – это вовремя сказанная шутка. У нас в группе была девушка с золотым зубом. Вот я и пошутил, дескать, сейчас из-за этого в нас шарахнет молния. Хотел поднять дух команды. Все посмеялись, а девушка обиделась и отошла от нас в сторонку. Я начал ее успокаивать. Только она к нам вернулась, как в то место, где она стояла, ударили сразу две молнии. К счастью, все обошлось.

Ответственность за других – самое страшное в нашем виде спорта. Поэтому многие не хотят быть руководителями походов.

– Какое личное достижение в туризме вы считаете главным?

– Я уже не хожу в походы рядовым участником, только руководителем группы. Есть опыт, авторитет. И главным показателем считаю то, что за моими плечами нет ни одного погибшего. Все живы, здоровы.

– Как вы применяете свой спортивный опыт в профсоюзе?

– Я благодарен судьбе за то, что, перейдя на работу в республиканскую организацию профсоюза, нахожу понимание у коллег. В Адыгее хороший доступ к горным районам, живописным местам. И мы используем эти условия для того, чтобы приобщать членов профсоюза к активному образу жизни. Многие годы практикуем всевозможные походы, спортивно-оздоровительные акции, соревнования.

После моего прихода в реском уже четыре раза проводили туристский слет для профсоюзного актива всей республики. Я был его инициатором и организатором.

Прошлой осенью молодые педагоги под моим руководством совершили восхождение на одну из красивейших вершин Кавказа, гору Оштен, и установили там флаг Профсоюза образования, который 27 сентября отмечал свой день рождения.

В преддверии 9 Мая состоялось традиционное восхождение на перевал воинской славы. К нашим адыгейским педагогам присоединились более 20 человек из восьми регионов, был даже представитель Московской областной организации профсоюза.

А в июле прошлого года мы совершили многодневный поход по Кавказскому природоохранному биосферному заповеднику. Его участниками стали 14 человек: 13 членов Совета молодых педагогов республики и я как руководитель группы.

На территории заповедника есть выделенные тропы для туристских маршрутов, которые проходят в автономных условиях – ни магазинов, ни других признаков цивилизации. Но у нас были не только спортивные задачи.

Поход стал данью памяти советским бойцам, которые совершили подвиги в годы войны – не пропустили немцев дальше. В наших предгорьях проходили тяжелые бои. Участники похода посетили несколько памятников героям Великой Отечественной войны.

У нас хорошо налажена связь с Краснодарской краевой организацией профсоюза, иногда мы проводим совместные акции. Меня как тренера и руководителя туристских групп знают не только в республике, и многие коллеги доверяют мне организацию и проведение туристических мероприятий.

Членам нашего профсоюза туристические походы действительно нужны. Педагоги, как правило, с утра до глубокого вечера находятся в школах и детских садах, и когда мы предлагаем выехать на природу, активно провести время, заинтересованных в таком отдыхе оказывается очень много.

– Какие качества характера вырабатывает спортивный туризм?

– Первое, что воспитывает у человека правильно организованный поход, – это чувство коллективизма. Оно проявляется в различных ситуациях, потому что на природе человек пребывает в неудобных, автономных жизненных условиях. Дожди, ветры, морозы – это то малое, с чем можно столкнуться в походе, бывают испытания гораздо сложнее. Поэтому огромное значение имеют взаимовыручка, взаимопомощь, внимание членов туристской группы друг к другу. От того, как каждый участник помогает другим в решении обычных бытовых вопросов, зависит «схоженность» команды, если можно так выразиться.

В походе проявляется нравственная и физическая закалка человека. Я часто говорю, что в горах плохой человек не выживает.

Пребывая в условиях заповедника, очень жестко требую и контролирую выполнение природоохранных экологических норм. В походах важна педагогическая составляющая. Насколько правильно мы будем вести себя на природе – не оставлять после себя мусор, не разжигать ненужные костры, не рубить зеленые насаждения, насколько я свою группу этому научу, настолько они научат потом этим правилам своих школьников, с которыми завтра пойдут в поход.

Наталья ВОРОНИНА

Сообщение Алий ХАТКОВ, заместитель председателя Адыгейской республиканской организации Профсоюза образования: В походе всегда есть педагогический компонент появились сначала на Учительская газета.

Предыдущая новость Просто добавь воды. Можно ли разбавлять суп и как это правильно делать?
Следующая новость На Кубани заключили новое отраслевое соглашение