Сдавать и не сдаваться: какие изменения ждут ЕГЭ по обществознанию в 2022 году — Свежие новости

Сдавать и не сдаваться: какие изменения ждут ЕГЭ по обществознанию в 2022 году

1 февраля завершилась регистрация на Единый государственный экзамен. Пока не известно, какие предметы выбрали выпускники 2022 года. Однако педагоги предполагают, что в «топе» останется обществознание. Напомним, в прошлом году экзамен по этому предмету сдавали более 300 тысяч человек. При этом 18 процентов из них не справились с ЕГЭ. 

С какими трудностями могут столкнуться выпускники 2022 года? Как избежать провала на Едином государственном экзамене? В этом разбирался корреспондент сетевого издания «Учительская газета».

Четверть выпускников 2021 года плохо различали административные наказания и дисциплинарные взыскания

В Федеральном институте педагогических измерений (ФИПИ) отметили – четверть выпускников 2021 года не понимали основ конституционного строя Российской Федерации. Ребята не знали, что такое социальное государство, идеологическое многообразие, светское государство. Кроме того, участники Единого госэкзамена плохо различали административные наказания, дисциплинарные взыскания, способы защиты гражданских прав, наказания за преступления и меры пресечения. Все это говорит о том, что школьники не очень хорошо готовились к экзамену.

В этом году выпускники могут столкнуться с дополнительными трудностями – материалы ЕГЭ были изменены на основе ФГОС среднего общего образования. Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало о том, что Рособрнадзор в своем официальном аккаунте в Twitter начал публиковать серию материалов об изменениях, которые появились в содержании контрольно-измерительных материалов (КИМ) Единого госэкзамена.

Убрали эссе и усилили блок «Право»

Впрочем, о новых заданиях школьники узнали еще в сентябре. Тогда на сайте Федерального института педагогических измерений была размещена демоверсия Единого государственного экзамена. Педагоги считают, что изменения в ЕГЭ были вполне ожидаемыми, в частности это касается поправок в Конституцию РФ (задание 23).

– Появились абсолютно новые задания на знание ценностей, которые заложены в «Конституции РФ», – рассказывает лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года» – 2020», победитель Всероссийского конкурса «Учитель будущего» – 2021 Иван Хеорхе. – Они предполагают, что выпускники и учителя обратятся к первоисточнику, к самой Конституции. Дело в том, что готовых ответов в учебнике просто нет. Нужно знать законы нашей страны. Я бы сказал, детально знать 1, 2 и 3 главы, причем последнюю в большей степени.

В целом, говоря об изменениях, эксперт отмечает, что сократилось общее количество заданий. Убрали вопросы, которые дублировали проверку тех или иных навыков. Так, в заданиях 23 и 26 от выпускника требовали проиллюстрировать теоретическое положение обществознания фактическим примером. Сейчас данный навык пригодится только в задании 19.

– Появилось новое задание во второй части, которое было преобразовано из 10-го задания первой, – поясняет педагог. – Оно включает в себя анализ графиков спроса и предложения, определение изменения равновесной цены.

Изменение коснулось и задания 24. Здесь нужно составить сложный план из трех и более пунктов, которые раскрывают тему. Также в каждом пункте должно быть три подпункта. Эти критерии были и в прошлом году, новое – то, что его объединили с 25-м заданием. Оно предполагает развернутый ответ по одному из пунктов. Напомним, ранее выпускникам вместо этого предлагали написать эссе, на подготовку к которому уходило немало сил и времени.

– В демоверсии ФИПИ в задании 25 просят назвать три действующие партии, – делится Иван Иванович. – Для каждой из них нужно привести по одному примеру, иллюстрирующему реализацию любой функции партии в жизни общества и государства. Это не сложно, если вы слушаете новости, интересуетесь политикой.

Как подготовиться и не допустить ошибок?

Конечно, готовиться к обществознанию нужно не за месяц и не за два – упорная подготовка должна начинаться с 10-го класса. Выпускник должен уметь анализировать текст, иллюстрировать примерами теоретические положения, делать выводы. Также подросток должен аргументировать свой ответ фактами, почерпнутыми из СМИ.

– То есть от выпускников требуется определенная вовлеченность в современную жизнь: через средства массовой информации, через какие-то собственные исследования, – поясняет Иван Иванович. – Ученики должны быть эрудированными, они должны понимать те процессы, которые протекают в современном обществе. Все эти умения нужно отрабатывать. В идеале подготовка должна проходить на уроке под руководством учителя, который может скорректировать ответ, дать рекомендации. Еще одна трудность – необходимо наизусть знать большой объем материалов, все это требует усидчивости и систематизации.

Для подготовки к экзамену наш эксперт советует использовать учебник Л. Н. Боголюбова. При этом не нужно напрасно распылять свои силы и сидеть с энциклопедиями –  стоит больше внимания уделять практике: тренироваться писать план, учиться работать с текстом. Также необходимо выполнять задания из открытого банка заданий ФИПИ. Они не совпадают на 100% с теми, что будут на ЕГЭ, однако во многом очень схожи.

–  Главное, должно быть понимание того, к чему готовишься, – рассказывает педагог. – Для этого достаточно скачать кодификатор ЕГЭ, который есть на официальном сайте ФИПИ. Там даны все темы по обществознанию. Я советую выпускнику распечатать их, повесить на стену и маркером отмечать те вопросы, которые уже изучены и понятны.

Еще один совет – больше внимания уделить блоку «Право». Подготовиться к заданиям по этому разделу помогут спецификации ЕГЭ (также есть на сайте ФИПИ). В них представлен перечень правовых актов (16-17 стр.). Всю эту информацию следует внимательно проанализировать и изучить.

Для подготовки можно использовать бесплатные сервисы, к примеру Решу ЕГЭ, который дает возможность самостоятельно решать задачи. Кстати, этот портал создал питерский учитель математики Дмитрий Гущин, победитель конкурса «Учитель года» – 2007. Дополнительно можно воспользоваться сборниками и справочниками, главное, чтобы на учебной литературе был «значок» ФИПИ.

– Главный совет – не пренебрегайте школьными занятиями, – подчеркивает Иван Хеорхе. – Читайте, анализируйте, записывайте свои вопросы и не бойтесь задавать их учителю. Выбирая курсы для подготовки, обращайте внимание на педагогов. Очень часто такие «школы» открывают студенты, у которых нет ни практики, ни определенных знаний.

Что касается учителей, я советую коллегам чаще обращаться к материалам 10-го класса, так как в 11-м ребята уже могут что-то забыть. Особенно повторяйте раздел «Человек и общество». Конечно, необходимо проводить самостоятельные работы, изучать сложные темы. При этом нужно подгонять задачи под стандарты ЕГЭ. Особенно отрабатывать вторую часть, это задания: 21, 23, 25.

Также учитель должен помнить о психологическом настрое перед экзаменом. Не надо нагнетать обстановку, не нужно усердствовать с критикой. Мотивируйте учеников, говорите классу, что Вы в него верите. Вспомните вместе с выпускниками, какие испытания и экзамены они уже прошли.

Сообщение Сдавать и не сдаваться: какие изменения ждут ЕГЭ по обществознанию в 2022 году появились сначала на Учительская газета.

Предыдущая новость Апелляционный суд США отменил вердикт присяжных, обязывающий Apple и Broadcom выплатить 1,1 млрд долларов Калифорнийскому технологическому институту
Следующая новость Марин Ле Пен: если я стану президентом, Франция выйдет из НАТО