Успешная школа – вызов будущему — Свежие новости

Успешная школа – вызов будущему

«Учительская газета» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» объявляют о старте VI Всероссийского конкурса «Успешная школа».
Главный приз конкурса – грант в размере до 1 миллиона рублей.

 

 

Первый Всероссийский конкурс «Успешная школа» прошел в 2016 году. С тех пор в нем приняли участие тысячи сельских и городских, больших и маленьких школ страны, работающих в сложном контексте и с одаренными детьми. Он стал известным и авторитетным в педагогическом сообществе, получил признание. Все это время инициаторы проекта – «Учительская газета», а с 2019 года и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» – следовали изначально поставленной стратегической задаче – поиск, выявление, масштабирование и поощрение наиболее конкурентоспособных, востребованных учебных заведений, тех, кто генерирует новые идеи и воплощает их в жизнь, кто демонстрирует наличие ценностных ориентиров в образовании и видит перспективы его развития, для кого успешность не определяется показателями средних баллов по ЕГЭ, числом победителей олимпиад и поступивших в вузы выпускников.

Не прерывая традицию проведения конкурса «Успешная школа» и объявляя сегодня о старте шестого его сезона, мы по-прежнему убеждены в том, что успех не может измеряться цифрами и формальными показателями, он связан с категориями высшего, ценностного уровня, прежде всего с тем, чтобы жизнь ребенка в школе оказалась для него по-настоящему счастливой, безопасной, радостной и интересной, насыщенной впечатлениями, с целесообразными видами и содержанием учебной и внеучебной деятельности, для чего необходимо создавать благоприятную образовательную, социокультурную среду, развивающую личностные качества ребенка, его способности, мышление, эмоциональный интеллект, ключевые компетенции (навыки) ХХI века. Именно поэтому вместе с образовательными экспертами, директорами, учителями, родителями, школьниками и общественностью мы хотим продолжить этот нелегкий путь школ к успеху, к своей уникальности, к многообразию и вариативности. Важно максимально тиражировать опыт лучших из лучших, учитывая, что конкурс «Успешная школа» становится важным ресурсом продвижения инновационных практик и моделей, устремленных в будущее, и в полной мере способен выполнить данную задачу.

Итак, продолжаем!

Конкурс «Успешная школа» состоит из двух этапов – заочного и очного, который в этом году пройдет в Москве в офлайн-формате, если тому не помешают ограничения, связанные с пандемией.
На заочном этапе от конкурсантов требуется выполнить «Домашнее задание», подготовить кейс, состоящий из двух частей. В первой части необходимо описать успешно реализованную школой методику, технологию или модель организации образовательного процесса, ориентированную на развитие у школьников компетентностей (навыков) XXI века.

Во второй части нужно сделать описание проекта по развитию навыков, который школа только предполагает организовать, но, возможно, столкнувшись с некой проблемой, пока не может этого сделать. В дополнение к описаниям конкурсанты должны приложить сопроводительные документы, по которым жюри будет оценивать путь школы от принятия решения о развитии у детей навыков XXI века до анализа результатов, а также то, как школа искала способ преодолеть препятствия на пути к этой цели.

После экспертизы, которую проведут известные ученые, педагоги-практики, будут подведены итоги заочного тура. Мы назовем 16 отобранных школьных команд, которые продолжат соревнование за звание абсолютного победителя конкурса и за право получения гранта в размере до 1 миллиона рублей! Серебряных и бронзовых призеров (еще две команды) ожидают гранты на сумму от 500000 до 750000 рублей.

В финале командам предстоит публично презентовать и защищать свои успешные модели, проектировать вместе с коллегами из других школ пока еще не реализованные идеи, а также участвовать в форсайт-сессии, чтобы всем вместе проектировать модель успешной школы будущего.

Подробнее о том, как оформлять и направлять заявки на участие в конкурсе, обо всех регламентах и процедурах конкурса можно узнать из Положения о конкурсе «Успешная школа», опубликованного в сетевом издании «Учительская газета» (www.ug.ru). Кроме того, на официальном сайте конкурса успешнаяшкола.рф вы можете ознакомиться с кейсами и сопроводительными документами команд – участниц и победительниц предыдущих сезонов.

Финал конкурса пройдет в Москве и будет транслироваться на сайте «Учительской газеты» и партнеров.

Никто из участников конкурса не останется без признания и наград: сертификаты, ценные призы и подарки, специальный приз Всероссийского конкурса «Успешная школа» – статуэтка «Хрустальная Ника».

Вас ждут встречи с известными экспертами в сфере образования, с коллегами из разных регионов России. В вашей профессиональной и личной жизни появятся новые друзья, коллеги, единомышленники. Вы станете свидетелями того, что Всероссийский конкурс «Успешная школа» год от года становится все более масштабной площадкой качественного профессионального общения и интенсивного роста для многих образовательных организаций страны!

График проведения VI Всероссийского конкурса «Успешная школа»

8 февраля 2022 г. – старт VI Всероссийского конкурса «Успешная школа».
1 мая 2022 г. – окончание приема заявок от участников конкурса.
1 июля 2022 г. – объявление 16 школ – участниц финала.
27-29 октября 2022 г. – финал конкурса в Москве.

Положение о проведении конкурса и приложения к нему доступны по ссылке успешнаяшкола.рф и в сетевом издании «Учительская газета».
«Учительская газета» и благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» ждут вас! Участвуйте и побеждайте!

Мнения организаторов, экспертов

Петр ПОЛОЖЕВЕЦ, исполнительный директор благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», председатель редакционного совета «Учительской газеты»:

– Шесть лет назад, придумывая в «Учительской газете» конкурс «Успешная школа», мы хотели найти школы, которые чувствуют себя успешными независимо от того, есть ли у них победители всероссийских и международных олимпиад или нет, средний балл по ЕГЭ выше среднего по региону или не выше и так далее.
Мы хотели найти школы, где детям комфортно, безопасно, где в цене доверие, где есть выбор и где детям не просто интересно учиться, а где они вместе с учителями строят свою образовательную реальность.

Про доверие хочу сказать особо. Оно становится социальным капиталом каждого человека. Оно делает экономику более эффективной за счет уменьшения издержек. Оно помогает избегать международной напряженности и конфликтов. Но оно не рождается на пустом месте. Его надо бережно выращивать. И делать это нужно прежде всего в семье и школе.

«Успешная школа» проходит под знаком развития у детей навыков XXI века. С одной стороны, мы вовлекаем школы в продвижение и внедрение успешных и апробацию перспективных методик, технологий и моделей организации образовательного процесса. С другой – представляем широкой профессиональной и общественной аудитории успешные школьные практики. По сути, мы начинаем создавать всероссийское образовательное сообщество по развитию у детей ключевых компетентностей XXI века.

Александр АСМОЛОВ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества, научный руководитель благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» – председатель жюри:

– Для меня конкурс «Успешная школа» – это осуществление того, о чем я всегда мечтал: мы переходим от школы дрессуры, школы знаний, умений и навыков, школы, где была диктатура прошлого опыта, к школе возможностей, чтобы наш выпускник был готов к изменениям в мире, где на каждом шагу его ожидают вызовы неопределенности, разнообразия и главный лотмановский вызов – вызов ответственности.

За прошедшие годы я увидел на конкурсе не похожие друг на друга учебные заведения – со своим лицом, своим стилем, своими методиками и технологиями достижения успеха. Каждая школа – это сильная и сплоченная команда единомышленников, соратников, в которой на разных линиях – на равных ученики и учителя, руководители и родители. Успешная школа – это оркестр, который играет без дирижера. Это место, в котором возникают уникальные критерии для развития.

И еще. Когда я читал работы, присланные на конкурс, у меня было ощущение, что все школы, подавшие заявки, – участницы программы благотворительного фонда «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. Потому что практически все проекты направлены на развитие человеческого в человеке. В этом фокус и острие заявленных работ. Реализация представленных проектов приведет к уникальным результатам, слово «уникальность» – это главное и для педагога, и для ребенка, и для мира, в котором они живут.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, член экспертной группы заочного и очного этапов конкурса «Успешная школа»:

– Считаю, что конкурс «Успешная школа» за все эти годы внес свой особый вклад в будущее страны, очень органично и успешно вписался в новый ландшафт российского общего образования, причем не столько в уже сложившийся, а скорее в складывающийся.

Выстраивается такая пирамида основных федеральных конкурсов: «Учитель года» – персональный для педагогов – «Учитель будущего» – для команд образовательных организаций – «Успешная школа» – для образовательных организаций в целом. Понятно, что это не заданная сверху и даже не сопряженная пирамида, но сложилась она очень правильно и охватывает все субъектные страты системы российского общего образования. Разумеется, это конкурсы разного масштаба, официального ранга и статусности состава оргкомитетов, но, безусловно, все они значимы, приковывают к себе интерес общественности и представителей власти.

А самое главное – конкурсы выступают признанными драйверами прорыва российского общего образования в Топ-10 мировых общеобразовательных систем, что выступает важнейшей задачей и одновременно результатом реализации национального проекта «Образование».

Андрей ИОФФЕ, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета (МГПУ), доктор педагогических наук:

– Для современной школы очень важно найти баланс между сегодняшним и завтрашним днями. Именно эта идея стала одной из базовых при организации и проведении конкурса «Успешная школа», что во многом и поддерживает авторитет самого конкурса и его растущую популярность. Успешность – это не только достижение поставленных целей, но и понимание особенностей социокультурной ситуации, определение зоны актуального и возможного развития (опираясь на идеи Л.С.Выготского), отделение реалистичных путей развития от фантазийности и маниловщины.

И если кратко провести своеобразную конкурсную рефлексию, хочу отметить, что среди наиболее интересных идей обращают на себя внимание следующие: цифровое методическое объединение разных образовательных организаций, консорциум школ для поддержки формата «4К» в образовании, компетентностные мастерские, блокнот-навигатор образовательных событий, клубы осознанных родителей, интеллектуально-творческие марафоны и многое другое. Как видим, предлагаются разные идеи – от системных и многослойных до конкретных и оперативных в плане их реализации. Все проекты без исключения объединяет мотивация сделать российскую школу передовой, показать возможности и горизонты, способствовать конструктивному взаимодействию всех участников образовательных отношений.

Мнения участников-победителей

Валентина КРАСНОСЕЛЬСКИХ, директор средней общеобразовательной школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени Василия Никитича Татищева Перми, победитель Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016, почетный работник образования РФ:

– Очень благодарны нашей любимой «Учительской газете», что в 2016 году родился еще один замечательный проект – конкурс «Успешная школа». И теперь мы, педагоги России, воспринимаем два конкурса – «Учитель года» и «Успешная школа» – как единое целое.

«Успешная школа»-2016! Для нашей школы она имеет большое историческое, мотивирующее и вдохновляющее значение. Мы получили на российском уровне признание того, что развиваемся в правильном направлении, наш опыт и достижения интересны на всем федеральном пространстве. Победа нашей команды в конкурсе стала событием, которое постоянно задает высокую планку для новых свершений и горизонтов. Стало важным и ценным все то, что он привнес в нашу жизнь, уже после его завершения: родилось и успешно развивается послеконкурсное движение участников конкурса «Успешная школа» (подобно послеконкурсному движению «Учитель года»). Тогда, в 2016 году, на финале мы познакомились с коллегами из различных регионов, со многими по-настоящему подружились. Более того, Всероссийский форум «Все звезды в гости к нам!», проводимый на пермской земле, получил новое звучание. С тех пор у нас побывали делегации участников конкурса «Успешная школа» из более чем 30 регионов страны (Камчатки, Казани, Чеченской Республики, Подмосковья, Оренбуржья, Новосибирска и др.). В рамках форума происходит Фестиваль успешных школ. Теперь у нас есть школы-побратимы. Конкурс стал началом сетевого взаимодействия со школами – лауреатами и победителями «Успешной школы».

Разностороннее сотрудничество позволяет изучать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели деятельности школ из различных регионов России. Каждый год ждем этот конкурс, ждем новых публикаций о лауреатах и победителях конкурса на страницах «Учительской газеты».

Юлия МИЩЕНКО, директор гимназии №38 Тольятти (гимназия – победитель IV конкурса «Успешная школа» в 2020 году, 1-е место), заслуженный учитель РФ, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2002, лауреат Премии Президента РФ, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ:

– Участие в любом конкурсе делит жизнь на две части – до и после. И совсем не важно, какой он был – личный или командный, с победой или без нее. В любом случае сама подготовка к конкурсу помогает систематизировать и обобщить накопленный опыт, объединить усилия ради общей цели, найти единомышленников и новых друзей. А уж если конкурс принес победу, то она дарит не только радость и вдохновение, но и открывает новые горизонты, ставит новые цели.

Замечательно, что конкурс носит название «Успешная школа»! Марина Цветаева справедливо отмечала, что слово «успех» сродни слову «успеть». Вот и команда нашей гимназии за период подготовки к конкурсу, участия и послеконкурсной работы успела многое. В гимназии был открыт научно-методический практико-ориентированный межкультурный информационно-коммуникативный центр Global Knowledge в целях системного изменения принципов подхода к образованию. Создание и открытие информационно-коммуникативного центра послужило началом создания единого образовательного пространства гимназии для решения задач по формированию культурной грамотности и коммуникативной компетентности обучающихся. Победа на конкурсе «Успешная школа» вдохновила и воодушевила. А получение гранта дало хорошую финансовую поддержку. В педагогическом коллективе начался процесс переосмысления подходов к организации образовательной деятельности с учетом формирования навыков XXI века, улучшилась материально-техническая база гимназии, расширилось сетевое партнерство.

Залог успешного развития образовательной организации – это прежде всего активный поиск возможностей для реализации новых идей и проектов. Именно такую возможность предоставляет конкурс «Успешная школа».

Сообщение Успешная школа – вызов будущему появились сначала на Учительская газета.

Предыдущая новость Россияне отказываются от общественного транспорта из-за коронавируса
Следующая новость iPad Air 4, iPhone SE и iPhone 6s Plus возглавляют рейтинг удовлетворенности устройствами Apple. Где же iPhone 13?