Для педагогической науки совершенно очевидно, что школьника невозможно успешно обучить, если он сам относится к учению равнодушно и без осознания, зачем ему это нужно и где может пригодиться. Но как повысить интерес к обучению в школе у представителей современного цифрового поколения, для которых информация стала общедоступной, а сама ценность в том числе и школьного образования не относится к категории жизненно необходимых?
Возможно, поэтому в последние десятилетия проблема учебной мотивации школьников обсуждается особенно широко. Не только педагоги, но и родители, среди которых с каждым годом растет число заинтересованных и поэтому сопричастных этому вопросу, пробуют современные способы повышения интереса детей к обучению в школе. И тем не менее нельзя сказать, что проблема эта имеет на сегодняшний день однозначное решение.
Рассуждая о том, как поднять интерес детей к школьным знаниям, с учителями и психологами, мы разработали основные принципы работы педагогического коллектива в этом направлении. Для того чтобы эти принципы было проще применять в масштабе большой школы, методическими объединениями был принят банк рекомендованных образовательных методик и технологий, из которых педагоги выбирают самые подходящие разным классам и группам детей.
Для современного педагога совершенно ошибочно думать, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует ему учитель. Мысль эту педагог себе позволить не может хотя бы потому, что из нее часто вытекает весьма опасная и губительная для образования установка на принудительное обучение, когда ребенок учит уроки только ради стремления избежать различных неприятностей со стороны школы (наказания, плохой отметки). Подобное обучение неизбежно вызовет у ребенка самую негативную ассоциацию – страх перед школой и ее учителями, а страх, как известно, парализует весь процесс мышления.
Чтобы не допустить замены реальной учебной деятельности ее видимостью, каждый раз начиная новую тему, наши педагоги стремятся впечатлить детей, вызвать у них познавательные эмоции и личное отношение к тому, чем мы занимаемся на уроках и после них. Известный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн писал, что учащийся по-настоящему включится в работу, если сделать учебные задачи «не только понятными, но и внутренне принятыми им». Технологии, возможные к применению для решения этой задачи, не требуют дополнительного времени на уроке. Проблемные вопросы, эвристическое начало урока, технология дебатов, тренинговые технологии – все это эффективные методики, призванные включить детей в тему, улучшив при этом содержание программного материала, сделав его, так сказать, злободневным, а значит, интересным для изучения.
Понятно, что в обучении школьников разного возраста нужно применять разные методы учебного вовлечения. Опираясь на теорию о развитии личности ребенка А.Н.Леонтьева и концепцию периодизации психического развития Д.Б.Эльконина, эффективно ставить во главу угла ведущую в каждом возрасте деятельность. Так, на уровне начальной школы учителя применяют систему награждения памятными кубками по итогам каждой четверти за успехи младших школьников в самых разных областях. При этом академическая успеваемость является далеко не главным и не единственным основанием для поощрения. Номинации «За усердие и старательность», «За успехи в спорте», «Самому активному» достаются ребятам в первую очередь за победу над собой и свой личный успех в сравнении со своими прошлыми достижениями.
Работа с мотивацией школьников в старших классах происходит по сквозному принципу через всю урочную, внеурочную деятельность, а также и дополнительное образование. Освоение программ строится на субъект-субъектном принципе с учетом потенциала каждого подростка, возможности для него поработать в команде, попробовать себя в роли учителя, публично представить свою аргументированную точку зрения на изучаемую по программе тему. Учитывая ведущую роль общественно значимой деятельности у старших школьников, с успехом можно применять формирующее оценивание, когда в конце занятия у ребят есть возможность заявить об оценке своей работы и поставить «+» самым активным своим одноклассникам.
Важный элемент мотивации – дифференцированный подход, ведь в один класс часто попадают дети с разной тягой к знаниям. Здесь мы работаем посредством назначения индивидуальных урочных и домашних заданий, когда желающим, достигшим базового уровня, даются задачи из продвинутого, а также значимые для части детей адресные проекты.
Как гласит народная мудрость: «Если хочешь идти быстро, иди один. Если хочешь идти далеко, идите вместе». В контексте нашей задачи очень важно, что описанные единые принципы повышения мотивации применяют все школьные учителя и специалисты, а не только отдельно взятый учитель математики или педагог дополнительного образования. Кстати, нельзя не сказать, что успех будет неполным без приобщения и работы по повышению педагогической грамотности родителей. Наши родительские собрания во всех форматах – это интерактивные тренинги с участием педагогов-психологов и кейсовыми заданиями из жизни современной школы. Их цель – научить, как строить отношения со своим ребенком, научиться понимать и принимать его особенности. Благодаря доверительной связи с родителями удается «обращать в свою веру» и их, таким образом закрепляя положительный результат в деле учебной мотивации.
Результаты второго года целенаправленной работы педагогического коллектива по повышению мотивации школьников к обучению отражаются в положительной динамике учебных результатов детей, в доверии со стороны школьников и родителей, желании семей привести в школу второго и последующих детей, а также в возросшем интересе и росте числа участников проектной работы и олимпиадного движения. Мы верим, что деятельность по повышению учебной мотивации школьников должна вестись не стихийно, а стоять в системе важнейших профессиональных задач для педагога, являться предметом обсуждения и мощным стимулом к регулярному обновлению методологических основ обучения. Ведь, как известно, образование – это самая долгосрочная, но и самая прибыльная инвестиция.
Аида РАДЖАБОВА, заместитель директора школы №97
Сообщение Важно впечатлить появились сначала на Учительская газета.