Для развития биологического образования в Москве два года назад создана образовательная программа «Биологическая спираль».
Все знают, что каждый предмет имеет свою специфику преподавания. На преподавание биологии накладывает серьезный отпечаток стремительное развитие биологической науки в настоящее время. Большинство учителей биологии учились в вузах 20‑30 лет назад. Соответственно, их базовые научные представления 25‑35‑летней давности, что многовато, учитывая современные скорости развития биологии. При этом большинство курсов повышения квалификации учителей являются методическими, только небольшая часть – научно-предметными. Поэтому первое, что начала делать образовательная программа «Биологическая спираль», – это организовывать мини-курсы специально для учителей по быстроразвивающимся разделам науки (молекулярная и клеточная биология, биоинформатика, иммунология).
Несмотря на многообразие статей и видеолекций, учителю биологии не так-то просто найти подходящий материал, соответствующий его уровню. Учителя это осознают и стараются быть в курсе современной науки, однако это трудно делать самостоятельно, учитывая учительскую занятость. Немаловажно, что благодаря системе «Курситет» по научным курсам можно сдать зачет и получить свидетельство о повышении квалификации, что тоже важно.
Другой задачей «Биологической спирали» является объединение усилий школ. Например, школы с развитыми биоклассами проводят биологические практики. Это возможно, если есть критическая масса школьников, которые туда ездят. Тогда можно пригласить специалистов, взять с собой оборудование. А как быть школам, где увлеченных биологией школьников не так много? Ведь одному учителю биологии с десятком учеников слишком трудно организовать практику. «Биологическая спираль» помогает в таких случаях объединиться, найти специалистов и организовать практику на несколько школ.
Также, бывает, лаборатории, экологические объединения, научные сообщества приглашают школьников к участию в каких-то мероприятиях. Не будучи в школьной среде, им трудно обратиться к школьникам. В этом случае лаборатории и экологические движения обращаются в «Биологическую спираль», и мы помогаем найти участников через учителей. Ведь учителя знают уровень и потребности своих учеников и могут привести аудиторию самых подходящих участников.
Кроме семинарских занятий по современной биологии в рамках нашей программы есть возможность организовывать практику и экскурсии для учителей. В последние два года это было возможно только для полевых практик и экскурсий на улице, однако при уменьшении эпидемиологических ограничений планируются и лабораторные практикумы, и посещение лабораторий. После того как учитель прошел курс в составе учительской группы, он, уже представляя, что будет на той или иной экскурсии или практикуме, может привести с собой группу учеников, которых сможет отобрать исходя из их уровня и интересов.
Немаловажным побочным продуктом всей этой деятельности является создание живого сообщества учителей биологии (например, Ватсап-чат участников летней биологической практики учителей жив до сих пор, и учителя иногда обсуждают там задания по биологии уже в течение учебного года). Учителя, общаясь между собой, узнают много интересного об организации учебного процесса в других школах, обмениваются опытом. Непосредственные семинары по обмену опытом в последние два года были затруднены из-за ковидных ограничений, но, надеемся, скоро возобновятся.
Образовательная программа по-прежнему приглашает к участию учителей. Чтобы присоединиться, напишите письмо на адрес: bio-spiral@yandex.ru.
Александр ДОБРОЧАЕВ, учитель биологии, руководитель городского проекта «Биологическая спираль» школы «Интеллектуал»
Сообщение Захватывающая спираль, появились сначала на Учительская газета.