Не исчезнет ли профессия журналиста в XXI веке? Есть ли смысл в текстовой журналистике в информационную эру? Что главное в пиар-кампании – показатели или репутация? Действительно ли нужно много учиться, чтобы чего-то достичь? Это только малая часть вопросов, которые волнуют сегодня старшеклассников, планирующих связать свое будущее с медиасферой.
В начале февраля в столичной школе №1409 на базе медиакласса стартовал специальный курс по журналистике «Первое медиа» – участник грантового конкурса Президентского фонда культурных инициатив. В рамках этого проекта школьники смогут пообщаться с профессионалами медиаотрасли. Журналисты, медиаменеджеры, преподаватели профильных факультетов московских вузов, исследователи медиа, пиар-специалисты, блогеры ознакомят подростков с медиаиндустрией, поделятся опытом, расскажут, как управлять медиапроектами, что значит быть журналистом и лидером мнений в XXI веке. Кроме того, школьники смогут посетить редакции ведущих московских и федеральных СМИ и побывают в стенах журфака МГУ, который согласился выступить партнером проекта.
Повезло быть первыми
Первое занятие в рамках спецкурса по журналистике для старшеклассников провел главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета при Министерстве просвещения РФ Арслан Хасавов. «Вы первопроходцы. Медиаклассы – новинка для российского образования, – открывая встречу, отметил он. – Мы в «Учительской газете» еще пять лет назад говорили о необходимости профильного довузовского журналистского образования. И вот наконец эта инициатива начинает реализовываться. Пока всего только несколько десятков московских школ участвуют в этом эксперименте. Так что вам повезло быть первыми!»
Медиакласс, как заметил Арслан Хасавов, – это еще и уникальное право на ошибку. Ведь в школе гораздо легче поменять свой выбор, если вдруг оказалось, что профессия не твоя. Обучаясь в университете, это сделать гораздо труднее. И действительно, сколько таких случаев знает наша высшая школа – немотивированные, скучающие студенты выпускных курсов, тянущие лямку, лишь бы уже окончить учебу… Профильные классы же помогают сориентироваться в профессии и более осознанно подойти к выбору высшего учебного заведения.
«Мы хотим помочь вам выйти со своими медиапродуктами за пределы школы, на уровень районных, городских и даже федеральных СМИ», – особо отметил практико-ориентированность проекта «Первое медиа» Арслан Хасавов.
Главред «Учительской газеты» также рассказал школьникам об истории издания и его современных задачах, о темах, которые поднимаются в федеральных выпусках газеты и обсуждаются потом в соцсетях и Интернете. Говоря о будущем газеты, Арслан Хасавов предложил школьникам-медийщикам формировать его вместе:
«Учительская газета» сегодня переживает период подъема, период новых возможностей, которые мы хотели бы реализовывать в том числе и с вашей помощью. У нас регулярно проходят практику студенты журфаков, но сейчас мы готовы принять на стажировку и учащихся медиакласса школы №1409, чтобы вы могли полностью погрузиться в деятельность крупного федерального издания».
Не аккредитовали – езжай сам
Поделился Арслан Дагирович с ребятами и личным опытом: «Когда я учился в школе, у нас не было таких профильных программ. Чтобы узнать что-то, выходящее за рамки школьной программы, мы посещали курсы при факультетах вузов. В девятом классе я, как и многие подростки, писал стихи. Однако чуть позже благодаря в том числе и Школе юного журналиста при МГУ понял, что моя душа лежит к журналистике. Шаг за шагом я стал публиковаться в различных изданиях, самостоятельно предлагая темы. Как сейчас бы сказали, я был фрилансером».
Слова о том, как важно проявлять собственную инициативу, а не только ждать чьей-то помощи, Арслан Дагирович проиллюстрировал примером из собственной биографии: «В 2012 году, когда военный конфликт в Сирии только начинался, еще и российских войск там не было, мне показалось интересным и важным съездить туда и написать репортаж с места событий о том, что же там происходит. Ни одно издание не согласилось направить неизвестного им журналиста в такую опасную командировку. Пришлось мне самому организовать эту поездку и уже готовый материал – текст и фото – предлагать различным изданиям. Тут уже, конечно, коллеги заинтересовались…»
И не только заинтересовались, но и напечатали, а чуть позже даже отметили этот текст первым призом Всероссийского конкурса молодых журналистов-международников.
Ребята вняли словам главреда «УГ» и, проявляя инициативу, долго не отпускали его, задавая все новые и новые вопросы.
Без текста никуда
Первый вопрос озвучила Виктория К.:
– Есть ли смысл развиваться в текстовой журналистике, будет ли это востребованным в будущем?
– Отличный вопрос, Виктория. В основе любого медиапродукта лежит текст. Профессиональный аудиовизуальный контент всегда создается на основе текстового сценария. Иначе качественный продукт просто не получится. Мне неизвестен ни один фильм или сериал, который удалось снять без сценария. Новые медиа тоже широко используют текст. Поэтому, несмотря на развитие технологий, без хорошего знания русского языка, без поставленного журналистского пера вам очень трудно будет работать в журналистике и медиа. Стоит ли стремиться работать в печатных изданиях? Конечно, все зависит от того, к чему у вас лежит душа. Но важно помнить, что сегодня журналистика – конвергентная. Современный журналист подчас умеет все: он придумывает сценарий, снимает видео, пишет звук, текст, анонс и посты в Телеграм. Однако, как я уже сказал, именно текст – это первооснова.
PR – репутация или результат?
Задавали старшеклассники вопросы и по поводу работы в сфере PR и рекламы:
– Что должен делать классный пиарщик – выполнять показатели, уметь кидаться крутыми цифрами или работать на репутацию?
– Все зависит от стратегии вашего работодателя. Если это крупные компании, социальные проекты, может быть, с государственным участием, то, конечно, им будут важны цифры, но в большей степени их будет волновать репутация. Ведь в погоне за хорошими цифрами можно потерять все. Если же мы говорим о другом подходе, когда главная задача в том, чтобы ваша деятельность как пиарщика трансформировалась в продажи, то тут уже, конечно, с вас будут в первую очередь спрашивать результат в цифрах.
Отвечая на вопросы о PR и журналистике, Арслан Хасавов также заметил, что хотя и задачи в этих двух смежных областях бывают схожи, отличия их существенны и обусловлены как конъюнктурой рынка труда, так и самой спецификой работы: «Журналист в идеале выступает за справедливость, социальное равенство, у него есть собственное понимание, что такое хорошо, а что такое плохо, и если идти дальше, публицист даже создает собственный мир, воздействует на мировоззрение части общества. В пиаре этого нет, черный пиар, как известно, тоже является эффективным инструментом продвижения».
Искусственный интеллект против человека
Школьники, как это обычно и бывает, мыслят категориями будущего и, конечно, живо интересуются всем, что касается роботизации. Один из вопросов из аудитории затронул и проблему автоматизации журналистики: могут ли роботы заменить человека в этой сфере?
Арслан Хасавов уверен, что в ближайшее время этого не произойдет: «Да, действительно, такие эксперименты есть, тексты и контент создают сегодня и программы, нейросети. Однако есть большая разница между созданием чисто информационных текстов (вроде текстовых трансляций спортивных мероприятий или новостной ленты) и глубокими аналитическими материалами или вдохновенными, эмоциональными репортажами. Журналист зачастую не только рассказывает о событии, но и задает вектор его восприятия, анализирует, прогнозирует дальнейшее развитие событий, задает читателю вопросы, посылает определенный месседж обществу. Искусственный интеллект, во всяком случае пока, с этими задачами не справляется. А даже если научится, творческая, креативная мысль совершенно точно в обозримом будущем будет оставаться прерогативой именно человеческого мышления».
Талант задавать вопросы
Следующий участник встречи аккумулировал, кажется, общие вопросы аудитории, которые остальные просто стеснялись задать. Получилось небольшое интервью.
– Меня Дима зовут. Можно не вставать? Вы работаете в газете, скажите, как вы считаете, актуально ли это до сих пор? Мало кто из молодежи читает газеты, актуальнее сейчас блогеры. Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: зачем же тогда развивать и сохранять печатное СМИ?
– Ответ на этот вопрос очень прост. Это связано с экономикой многих издательских домов. Нередко случается так, что сайт и социальные сети – финансово убыточное направление деятельности. Хотя всем нам кажется, что за Интернетом не только настоящее, но и будущее, экономика нередко говорит об обратном. Дело в том, что для нашей аудитории газета более удобна – школы по подписке получают именно печатную версию, учителя читают ее, передают из рук в руки, могут забрать домой. Газета к тому же более удобна для осмысления крупных текстов, аналитических или просветительских, для понимания проблемных сюжетов. И, думается, это касается не только «Учительской газеты», в любом печатном киоске вы найдете прекрасно существующие и востребованные качественные издания – «Коммерсантъ», «Ведомости»… Конечно, делать ставку только на «печатку» тоже ошибочно, надо развивать все направления и смотреть в будущее. К слову, в период пандемии коронавируса по всему миру выросли продажи печатных книг, и эта тенденция продолжается.
– И еще вопрос: вы очень умный человек, много где и чему учились. Скажите, что вам действительно помогло в вашей профессии? Действительно нужно, как нам говорят, долго и много учиться, чтобы проявиться в чем-то?
– Если у вас есть объективные выдающиеся способности в чем-либо, то, наверное, вам ничего не нужно. Если вы уже сразу практически с рождения лучший в чем-то. Но такое бывает очень редко, если вообще бывает. Ведь если мы посмотрим на наших выдающихся людей, то увидим, что все они чему-нибудь и когда-нибудь учились, таким образом рос и совершенствовался их талант.
Учеба формирует вашу картину мира, а общение с людьми, которые уже достигли чего-либо, заставляет и вас тянуться вверх, совершенствовать свои таланты.
– Надеюсь, у меня есть какой-то талант?
– Талант задавать вопросы у вас совершенно точно есть.
Будем сотрудничать
В завершение встречи ученица медиакласса Елизавета, которая ведет блог о фигурном катании, предложила «Учительской газете» открыть новую рубрику о юных фигуристах. Арслан Дагирович в ответ предложил Елизавете постажироваться в качестве юнкора в «Учительской» и сделать интервью с кем-нибудь из известных фигуристов для рубрики «Гость «УГ».
Расходиться юные журналисты не спешили, после встречи многие подходили и предлагали Арслану Дагировичу собственные проекты. Очевидно, что сотрудничество не за горами!
Иван КОРОТКОВ
Сообщение Из медиакласса в медиахолдинг появились сначала на Учительская газета.