В 2022‑м издательство «Новое литературное обозрение» во главе с Ириной Прохоровой вступило в четвертое десятилетие плодотворной работы. В период юбилея и на исходе второго года пандемии – серьезного испытания для книжной индустрии – мы говорим с Ириной Дмитриевной о трудностях, достижениях, планах и мечтах журнала «НЛО» и одноименного издательского дома.
Ирина ПРОХОРОВА.
Фото из личного архива Ирины ПРОХОРОВОЙ
– Ирина Дмитриевна, как издательство справляется с пандемийными трудностями?
– Да, локдаун и изменившийся образ жизни принесли много проблем. Но за 30 лет существования журнала и издательства легко не было никогда. В 1990-е – полный развал книжной индустрии: типографии едва работали, бумаги не было. В другие времена – иные проблемы: мы же издаем сложную гуманитарную и художественную литературу. Найти своего читателя, правильно продвигать продукцию, сохранить имидж, быть коммерчески успешными (иначе не сможем работать) сложно.
Во время общественной фрустрации и девальвации смыслов люди ищут в умных книгах ответы на серьезные вопросы. Взлет интереса к нон-фикшен заметен последние лет семь. Такие издательства, как наше, это спасает.
Но не будь Интернета, скорее всего, нас бы уже не было. В период локдауна традиционные книжные магазины в Москве закрылись на несколько месяцев: для издательств, не связанных с электронными носителями, – катастрофа. А мы оказались во всеоружии: книги у нас выходят параллельно в бумажном и электронном вариантах. Во время пандемии мы выпускали книги сначала в электронном виде, потом, когда типографии брали заказы, – в бумажном. Это сработало, сейчас многие читают электронные книги.
Издательский сайт стал интернет-магазином и в пандемию расцвел. Мы рекламировали наши книги во всевозможных соцсетях.
В 2019 году, очень удачном, у нас подкопились деньги. И я пошла на риск: решила издавать в пандемию больше книг. Многие издатели тогда приостановили деятельность, и я решила: мои книги на этом фоне будут заметнее. Сработало и это, мы продали очень много книг. Общие потери по сравнению с 2019-м были незначительными. Будущее издательского мира в развитии электронных носителей. Бумажная книга не умрет, встроится в новую информационную реальность.
– Что из вышедшего за два года пандемии самое важное?
– Журнал «Новое литературное обозрение» следит за трансформацией гуманитарного знания в России, особенно за исследованиями жизнедеятельности человека: социология повседневности, микроистория, история звука, теория и история моды, гендерные исследования… Антропологизация гуманитарного знания идет по всему миру. Такие проекты успешны вначале в небольшой читательской среде, но, начинаясь как специальное знание, они затем становятся общекультурным достоянием.
Очень важно начатое в 2020-м собрание сочинений Михаила Леоновича Гаспарова, выдающегося филолога, переводчика, стиховеда, просветителя и литератора, автора «Записей и выписок» и других интересных книг на грани интеллектуальной эссеистики. В трех огромных томах его ключевые монографии, статьи, заметки, рецензии, словарные статьи… В 2022-м надеемся завершить его шеститомник и серьезно поговорить о судьбе гуманитария в XX веке, о достижениях и проблемах отечественной гуманитарной науки, о роли Гаспарова в этом контексте. Первые два тома – блестящие работы по литературе Древней Греции и Рима: Михаил Леонович прежде всего был античником. Его «Занимательная Греция» до сих пор бестселлер: мы первыми ее издали в начале 1990-х и продолжаем переиздавать. Многие статьи Гаспарова по Античности давно вышли за пределы узкого круга профессионалов. Третий том об истории русского стиха. В трех следующих томах будут работы по стиховедению, проблемам перевода и методологии науки. Этим проектом мы актуализируем фигуру Гаспарова, показывая, как он важен для развития современной гуманитарной науки.
Наша гордость и бестселлер – пять книг французского историка культуры Мишеля Пастуро «История цвета» («Черный», «Красный», «Зеленый», «Синий», «Желтый»). Совокупный тираж первой книги приближается к 20000 экземпляров, на что мы никак не рассчитывали: это серьезные культурологические работы. И почему для российских читателей так важна история цвета?
Еще один интеллектуальный бестселлер (недавно отмеченный премией «Просветитель») – «Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах» Николая Эппле, книга во многих смыслах пионерская, не только для России, пожалуй, первая в истории изучения преступлений тоталитарных и авторитарных режимов ХХ века попытка подойти к проблеме памяти об этом в сравнительной перспективе, описывая попытки преодоления «неудобного» прошлого в ряде стран: России, Испании, Германии, Аргентине, Японии. Сравнение их показывает: ни одна страна еще не нашла универсального и успешного рецепта, как осмыслить эту общенациональную трагедию, восстановить историческую справедливость и прийти к гражданскому миру. Нужны серьезный анализ ситуации и общая работа интеллектуалов разных стран.
Еще один важный проект – «Оттепель. События. Март 1953 – август 1968 года», энциклопедия культурной жизни этого времени, составленная известным критиком Сергеем Чуприниным (кстати, тоже лауреатом премии «Просветитель»).
Активно развиваем художественную серию, многие ее книги получают серьезный резонанс: романы и повести Александра Стесина, Аллы Горбуновой, Оксаны Васякиной, Ольги Медведковой, Линор Горалик.
– А еще проект «Гендерные исследования»…
– Он у нас общий с НИУ ВШЭ: ежемесячный семинар по гендерным исследованиям – новому направлению в гуманитарной науке, вписывающемуся в антропологизацию гуманитарного знания. Наше партнерство основано на одноименной книжной серии «НЛО», где опубликован ряд серьезных работ по этой теме, например коллективная монография Н.Пушкаревой, А.Беловой, Н.Мицюк «Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI-XX веков», книги Анжелики Артюх «Кинорежиссерки в современном мире», О.Авраменко «Гендер в советском неофициальном искусстве» и др. Несколько лет мы проводим научный семинар вместе с ВШСЭН (Шанинкой) – обсуждаем разные подходы к изучению истории и культуры, опираясь на спецномера и отдельные блоки статей журнала «Новое литературное обозрение». Это очень обогащает инструментарий исследователей, особенно молодых, и дает возможность находить новые сферы приложения гуманитарной мысли. Некоторые темы, поднятые нами 5-10 лет назад, начинают обсуждаться в отечественной научной среде только сейчас.
– «НЛО» участвовало на Красноярской книжной ярмарке, на Non/Fiction. Что там было важного?
– В Красноярске мы говорили о трансформации социальных ролей в истории и современном мире, представляли книги по этой теме, прежде всего книгу Галины Ульяновой «Купчихи, дворянки, магнатки. Женщины-предпринимательницы в России XIX века», разрушающую стереотипы о традиционной русской семье. Нам кажется, это патриархальная идиллия: жена беспрекословно повинуется мужу и смиренно воспитывает детей. Но картина куда сложнее. Да, с одной стороны, было Соборное уложение 1649 года и наказ Екатерины II о благочинии, в них жене предписывалось почитать мужа и подчиняться его воле. С другой – начиная с XVIII века принимались законы, делавшие женщину финансово независимой от мужчины. В отличие от своей ровесницы в Западной Европе она после выхода замуж не теряла права на свое приданое. Было раздельное владение имуществом: если женщина наследовала капитал, имение, фабрику и т. д., это была ее неотчуждаемая собственность, при разводе или раздельном проживании супругов она оставалась владелицей своего состояния и имела равные права в ведении бизнеса, чем активно пользовались женщины всех возрастов и социальных статусов – от незамужних девиц до вдов. Ульянова показывает, как складывалось это законодательство, почти беспрецедентное для Европы, где женщины были куда более бесправны в имущественном плане. Доля предпринимательниц в дореволюционной России была велика: к началу XX века – 15%, каждый седьмой предприниматель была женщина! Мы мало знаем свою историю. Любят говорить о традиционных скрепах, но вот самая что ни на есть традиция!
Обычно рассуждения о трансформации социальных ролей в обществе и семье акцентируются на женской проблематике, но мы уделяли внимание и кризису маскулинности в ХХ веке. Этой малоисследованной теме посвящена важная книга американки Клэр Макколлум «Судьба нового человека». В ней описывается драматическая ситуация униженности мужчины в насаждаемой советской пропагандой модели семьи, где он не мог выполнять традиционную роль добытчика и защитника, его функции сводились к передовику производства, солдату, покорителю далеких земель. Автор показывает попытку мужчины вернуться в семью и драмы, связанные с этим сложным процессом. Эти и другие, еще не проработанные темы мы затрагивали в Красноярске.
На Non/Fiction отмечу «Энциклопедию диссидентства», изданную вместе с «Мемориалом» (организация, признанная на территории РФ иностранным агентом. – Прим. ред.), о переосмыслении истоков тоталитаризма и попытках его преодоления в посткоммунистическом пространстве. Первый том о правозащитных движениях Восточной Европы, надеюсь, в 2022-м издадим второй том, о Советском Союзе. Это меняет наши представления об истории и показывает: мысль способна прорваться сквозь тоталитарный идеологический прессинг и сформулировать иную, гуманистическую, систему ценностей. Важнейший аспект нашей деятельности – реабилитация гуманистической мысли в России.
У нас всегда большая и разнообразная программа на ярмарках. Она включает в себя и презентацию новых книг, и перформансы. С известным поэтом Андреем Родионовым мы ежегодно проводим конкурс «Кубок кикиморы», посвященный Дмитрию Александровичу Пригову – поэту, прозаику, художнику, мыслителю, ключевой фигуре московского концептуализма (в «НЛО» вышли два (!) собрания его сочинений: большое и малое). Побеждает тот, кто громче всех прокричит стихотворение Пригова. Перформанс, конечно, шуточный: люди смеются, замеряют количество децибел, но вполне в духе Дмитрия Александровича, он терпеть не мог пафоса, мы недаром назвали один из сборников его памяти «Неканонический классик». И это серьезный разговор о современной поэзии: многие молодые впервые начинают читать Пригова и понимать, какой это актуальный поэт.
– Вы ежегодно проводите научные конференции…
– Нашу главную ежегодную конференцию «Банные чтения» (по названию переулка, где находилась наша первая редакция) мы начали проводить под эгидой журнала с 1993-го, с первого года существования «НЛО». В прошлом году из-за пандемии пришлось провести ее в онлайн-режиме. Потом появились «Малые банные чтения», приуроченные к возникновению второго нашего журнала – «Неприкосновенный запас». Регулярно проводим конференции, инициированные третьим журналом в составе издательского дома «НЛО» – «Теория моды: тело, одежда, культура». Наш совместный проект с петербургским Европейским университетом – большая международная конференция по антропологии культуры. Несколько лет я веду на радио «Говорит Москва» очень популярную программу «Культура повседневности», во многом опирающуюся на книги одноименной серии. Обсуждаем в неожиданных темах и ракурсах повседневность как важнейший и недооцененный фактор культуры. Уже год веду на «Эхе «Москвы» программу о главных проблемах российской истории «Умом Россию понимать» – это попытка оспорить мысль Тютчева о неумопостигаемости России. В ней участвуют ведущие российские историки, я обсуждаю с ними, как Россия отвечает на вызовы модернизации последние 400 лет.
Сообщение Ирина ПРОХОРОВА: В период пандемии мы серьезно поменяли приоритеты появились сначала на Учительская газета.