Ирина ПРОХОРОВА: В период пандемии мы серьезно поменяли приоритеты — Свежие новости

Ирина ПРОХОРОВА: В период пандемии мы серьезно поменяли приоритеты

В 2022‑м издательство «Новое литературное обозрение» во главе с Ириной Прохоровой вступило в четвертое десятилетие плодотворной работы. В период юбилея и на исходе второго года пандемии – серьезного испытания для книжной индустрии – мы говорим с Ириной Дмитриевной о трудностях, достижениях, планах и мечтах журнала «НЛО» и одноименного издательского дома.

 

 

Ирина ПРОХОРОВА.
Фото из личного архива Ирины ПРОХОРОВОЙ 

Ирина Дмитриевна, как издательство справляется с пандемийными трудностями?

– Да, локдаун и изменившийся образ жизни принесли много проблем. Но за 30 лет существования журнала и издательства легко не было никогда. В 1990-е – полный развал книжной индустрии: типографии едва работали, бумаги не было. В другие времена – иные проблемы: мы же издаем сложную гуманитарную и художественную литературу. Найти своего читателя, правильно продвигать продукцию, сохранить имидж, быть коммерчески успешными (иначе не сможем работать) сложно.

Во время общественной фрустрации и девальвации смыслов люди ищут в умных книгах ответы на серьезные вопросы. Взлет интереса к нон-фикшен заметен последние лет семь. Такие издательства, как наше, это спасает.

Но не будь Интернета, скорее всего, нас бы уже не было. В период локдауна традиционные книжные магазины в Москве закрылись на несколько месяцев: для издательств, не связанных с электронными носителями, – катастрофа. А мы оказались во всеоружии: книги у нас выходят параллельно в бумажном и электронном вариантах. Во время пандемии мы выпускали книги сначала в электронном виде, потом, когда типографии брали заказы, – в бумажном. Это сработало, сейчас многие читают электронные книги.

Издательский сайт стал интернет-магазином и в пандемию расцвел. Мы рекламировали наши книги во всевозможных соцсетях.

В 2019 году, очень удачном, у нас подкопились деньги. И я пошла на риск: решила издавать в пандемию больше книг. Многие издатели тогда приостановили деятельность, и я решила: мои книги на этом фоне будут заметнее. Сработало и это, мы продали очень много книг. Общие потери по сравнению с 2019-м были незначительными. Будущее издательского мира в развитии электронных носителей. Бумажная книга не умрет, встроится в новую информационную реальность.

Что из вышедшего за два года пандемии самое важное?

– Журнал «Новое литературное обозрение» следит за трансформацией гуманитарного знания в России, особенно за исследованиями жизнедеятельности человека: социология повседневности, микроистория, история звука, теория и история моды, гендерные исследования… Антропологизация гуманитарного знания идет по всему миру. Такие проекты успешны вначале в небольшой читательской среде, но, начинаясь как специальное знание, они затем становятся общекультурным достоянием.

Очень важно начатое в 2020-м собрание сочинений Михаила Леоновича Гаспарова, выдающегося филолога, переводчика, стиховеда, просветителя и литератора, автора «Записей и выписок» и других интересных книг на грани интеллектуальной эссеистики. В трех огромных томах его ключевые монографии, статьи, заметки, рецензии, словарные статьи… В 2022-м надеемся завершить его шеститомник и серьезно поговорить о судьбе гуманитария в XX веке, о достижениях и проблемах отечественной гуманитарной науки, о роли Гаспарова в этом контексте. Первые два тома – блестящие работы по литературе Древней Греции и Рима: Михаил Леонович прежде всего был античником. Его «Занимательная Греция» до сих пор бестселлер: мы первыми ее издали в начале 1990-х и продолжаем переиздавать. Многие статьи Гаспарова по Античности давно вышли за пределы узкого круга профессионалов. Третий том об истории русского стиха. В трех следующих томах будут работы по стиховедению, проблемам перевода и методологии науки. Этим проектом мы актуализируем фигуру Гаспарова, показывая, как он важен для развития современной гуманитарной науки.

Наша гордость и бестселлер – пять книг французского историка культуры Мишеля Пастуро «История цвета» («Черный», «Красный», «Зеленый», «Синий», «Желтый»). Совокупный тираж первой книги приближается к 20000 экземпляров, на что мы никак не рассчитывали: это серьезные культурологические работы. И почему для российских читателей так важна история цвета?

Еще один интеллектуальный бестселлер (недавно отмеченный премией «Просветитель») – «Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах» Николая Эппле, книга во многих смыслах пионерская, не только для России, пожалуй, первая в истории изучения преступлений тоталитарных и авторитарных режимов ХХ века попытка подойти к проблеме памяти об этом в сравнительной перспективе, описывая попытки преодоления «неудобного» прошлого в ряде стран: России, Испании, Германии, Аргентине, Японии. Сравнение их показывает: ни одна страна еще не нашла универсального и успешного рецепта, как осмыслить эту общенациональную трагедию, восстановить историческую справедливость и прийти к гражданскому миру. Нужны серьезный анализ ситуации и общая работа интеллектуалов разных стран.

Еще один важный проект – «Оттепель. События. Март 1953 – август 1968 года», энциклопедия культурной жизни этого времени, составленная известным критиком Сергеем Чуприниным (кстати, тоже лауреатом премии «Просветитель»).

Активно развиваем художественную серию, многие ее книги получают серьезный резонанс: романы и повести Александра Стесина, Аллы Горбуновой, Оксаны Васякиной, Ольги Медведковой, Линор Горалик.

А еще проект «Гендерные исследования»…

– Он у нас общий с НИУ ВШЭ: ежемесячный семинар по гендерным исследованиям – новому направлению в гуманитарной науке, вписывающемуся в антропологизацию гуманитарного знания. Наше парт­нерство основано на одноименной книжной серии «НЛО», где опубликован ряд серьезных работ по этой теме, например коллективная монография Н.Пушкаревой, А.Беловой, Н.Мицюк «Сметая запреты. Очерки русской сексуальной культуры XI-XX веков», книги Анжелики Артюх «Кинорежиссерки в современном мире», О.Авраменко «Гендер в советском неофициальном искусстве» и др. Несколько лет мы проводим научный семинар вместе с ВШСЭН (Шанинкой) – обсуждаем разные подходы к изучению истории и культуры, опираясь на спецномера и отдельные блоки статей журнала «Новое литературное обозрение». Это очень обогащает инструментарий исследователей, особенно молодых, и дает возможность находить новые сферы приложения гуманитарной мысли. Некоторые темы, поднятые нами 5-10 лет назад, начинают обсуждаться в отечественной научной среде только сейчас.

– «НЛО» участвовало на Красноярской книжной ярмарке, на Non/Fiction. Что там было важного?

– В Красноярске мы говорили о трансформации социальных ролей в истории и современном мире, представляли книги по этой теме, прежде всего книгу Галины Ульяновой «Купчихи, дворянки, магнатки. Женщины-предпринимательницы в России XIX века», разрушающую стереотипы о традиционной русской семье. Нам кажется, это патриархальная идиллия: жена беспрекословно повинуется мужу и смиренно воспитывает детей. Но картина куда сложнее. Да, с одной стороны, было Соборное уложение 1649 года и наказ Екатерины II о благочинии, в них жене предписывалось почитать мужа и подчиняться его воле. С другой – начиная с XVIII века принимались законы, делавшие женщину финансово независимой от мужчины. В отличие от своей ровесницы в Западной Европе она после выхода замуж не теряла права на свое приданое. Было раздельное владение имуществом: если женщина наследовала капитал, имение, фабрику и т. д., это была ее неотчуждаемая собственность, при разводе или раздельном проживании супругов она оставалась владелицей своего состояния и имела равные права в ведении бизнеса, чем активно пользовались женщины всех возрастов и социальных статусов – от незамужних девиц до вдов. Ульянова показывает, как складывалось это законодательство, почти беспрецедентное для Европы, где женщины были куда более бесправны в имущественном плане. Доля предпринимательниц в дореволюционной России была велика: к началу XX века – 15%, каждый седьмой предприниматель была женщина! Мы мало знаем свою историю. Любят говорить о традиционных скрепах, но вот самая что ни на есть традиция!

Обычно рассуждения о трансформации социальных ролей в обществе и семье акцентируются на женской проблематике, но мы уделяли внимание и кризису маскулинности в ХХ веке. Этой малоисследованной теме посвящена важная книга американки Клэр Макколлум «Судьба нового человека». В ней описывается драматическая ситуация униженности мужчины в насаждаемой советской пропагандой модели семьи, где он не мог выполнять традиционную роль добытчика и защитника, его функции сводились к передовику производства, солдату, покорителю далеких земель. Автор показывает попытку мужчины вернуться в семью и драмы, связанные с этим сложным процессом. Эти и другие, еще не проработанные темы мы затрагивали в Красноярске.

На Non/Fiction отмечу «Энциклопедию диссидентства», изданную вместе с «Мемориалом» (организация, признанная на территории РФ иностранным агентом. – Прим. ред.), о переосмыслении истоков тоталитаризма и попытках его преодоления в посткоммунистическом пространстве. Первый том о правозащитных движениях Восточной Европы, надеюсь, в 2022-м издадим второй том, о Советском Союзе. Это меняет наши представления об истории и показывает: мысль способна прорваться сквозь тоталитарный идеологический прессинг и сформулировать иную, гуманистическую, систему ценностей. Важнейший аспект нашей деятельности – реабилитация гуманистической мысли в России.

У нас всегда большая и разнообразная программа на ярмарках. Она включает в себя и презентацию новых книг, и перформансы. С известным поэтом Андреем Родионовым мы ежегодно проводим конкурс «Кубок кикиморы», посвященный Дмитрию Александровичу Пригову – поэту, прозаику, художнику, мыслителю, ключевой фигуре московского концептуализма (в «НЛО» вышли два (!) собрания его сочинений: большое и малое). Побеждает тот, кто громче всех прокричит стихотворение Пригова. Перформанс, конечно, шуточный: люди смеются, замеряют количество децибел, но вполне в духе Дмитрия Александровича, он терпеть не мог пафоса, мы недаром назвали один из сборников его памяти «Неканонический классик». И это серьезный разговор о современной поэзии: многие молодые впервые начинают читать Пригова и понимать, какой это актуальный поэт.

Вы ежегодно проводите научные конференции…

– Нашу главную ежегодную конференцию «Банные чтения» (по названию переулка, где находилась наша первая редакция) мы начали проводить под эгидой журнала с 1993-го, с первого года существования «НЛО». В прошлом году из-за пандемии пришлось провести ее в онлайн-режиме. Потом появились «Малые банные чтения», приуроченные к возникновению второго нашего журнала – «Неприкосновенный запас». Регулярно проводим конференции, инициированные третьим журналом в составе издательского дома «НЛО» – «Теория моды: тело, одежда, культура». Наш совместный проект с петербургским Европейским университетом – большая международная конференция по антропологии культуры. Несколько лет я веду на радио «Говорит Москва» очень популярную программу «Культура повсе­дневности», во многом опирающуюся на книги одноименной серии. Обсуждаем в неожиданных темах и ракурсах повседневность как важнейший и недооцененный фактор культуры. Уже год веду на «Эхе «Москвы» программу о главных проблемах российской истории «Умом Россию понимать» – это попытка оспорить мысль Тютчева о неумопостигаемости России. В ней участвуют ведущие российские историки, я обсуждаю с ними, как Россия отвечает на вызовы модернизации последние 400 лет.

Сообщение Ирина ПРОХОРОВА: В период пандемии мы серьезно поменяли приоритеты появились сначала на Учительская газета.

Предыдущая новость «Росатом» планирует создать препарат для «ядерного» уничтожения рака
Следующая новость В Магаданской области спасли из снежного плена двух детей