Педагог из Суджи Курской области Александр Мамкин решил прожить на 14600 рублей выданной в ноябре зарплаты. Оговоримся сразу, эксперимент потерпел неудачу. О том, как преподаватель техникума справлялся с трудностями и к каким неожиданным выводам пришел, читайте в дневнике, опубликованном Александром в соцсетях.
О личном выборе
«…Преподавателю сложно говорить о личной нищете. Эта тема табуирована. Об этом принято молчать, терпеть, карабкаться, работая на износ. По подсчетам РАНХиГС, в последние годы в Российской Федерации было уничтожено 250000 учителей. Именно столько не хватает России.
Меня воспитали с убеждением, что стыдно говорить о проблемах, тем более о нищете. Мне говорили: «Работай больше и лучше, тогда будешь хорошо зарабатывать». Я стал лауреатом Премии Президента РФ. Единственным кандидатом педагогических наук в районе. Единственным двукратным победителем Федерального конкурса «Мои инновации в образовании» из Курской области. А недавно еще и бронзовым финалистом регионального конкурса «Доброволец России». Список побед можно продолжать.
Несколько лет назад Комитет образования с гордостью отчитался, что моя средняя заработная плата за год составила 12300 рублей. После обращения к губернатору зарплата выросла, но не достигла даже размера средней по техникуму.
При этом я понимаю, что мне значительно легче, чем множеству коллег. У меня есть собственный дом, огород, сад, подсобное хозяйство. Я обеспечиваю себя продуктами. Я не умираю с голоду. Но как выжить учителям, которые живут на нищенскую зарплату и не имеют личного подсобного хозяйства? Как жить учителям, которые снимают жилье, выплачивая большую часть зарплаты за аренду? Про педагогов с подрастающими детьми вообще молчу.
Поэтому я решил провести эксперимент и попробовать прожить целый месяц на ту зарплату, которую мне выделил наш техникум, которую Комитет образования Курской области считает справедливой и законной».
Невероятно, но факт
«Я получил на руки меньше 15 тысяч рублей, то есть меньше 200 долларов. И это за месяц, в который я смог победить в региональном конкурсе и выйти в полуфинал другого федерального конкурса. Он проходил среди лучших преподавателей России, и я заработал высокую зарплату – 14600 кровных рублей. Это больше минимального размера оплаты труда. Но можно ли на эти деньги прожить учителю в Курской области?»
Эксперимент начался
«Когда-то давным-давно я писал школьное сочинение «Утро ХХI века». Путешествие на Луну, телепортация и видеосвязь с Африкой казались мне реальным будущим. Мне в голову не могло прийти, что я стану ученым, буду преподавать в техникуме, но при этом, чтобы есть мясо каждый день, мне придется утром вывозить козий навоз, а чтобы не замерзнуть, необходимо будет рубить дрова и собирать валежник…
Вчера в темноте под проливным дождем менял колеса, потому что шиномонтаж для меня – непозволительная роскошь.
Я оказался оптимистом. Я надеялся прожить месяц, потратив на покупку еды, одежды, обуви и благотворительность 5600 рублей. Именно столько осталось от зарплаты после выплаты обязательных платежей. Но мой бюджет был оптимистичен. Суровая реальность внесла свои коррективы: поломался насос отопления, а директор перевел техникум на очный формат обучения. В результате мне надо потратить 3300 рублей на покупку насоса. Установлю сам, потому что монтаж не по карману».
Считаю деньги
«Я должен выжить на сумму в 6 долларов 30 центов в день. Какой будет моя жизнь, покажет практический опыт. Чтобы все было честно, я не стану употреблять продукты, которые вырастил самостоятельно в огороде и саду. Буду жить только на зарплату. Сперва делаю необходимые вычеты – налоги, оплата электроэнергии и газа, связь, транспорт.
В этом месяце мне прислали платеж из налоговой на 5100 рублей. На газ потрачу 1500 рублей, а на электроэнергию – 800. Итого 7400 рублей. К этим расходам нужно приплюсовать стоимость самого дешевого безлимита – 600 рублей, ведь мне приходится быть готовым к тому, что я буду работать удаленно. Иногда приходится звонить, поэтому надо оплатить еще и телефон. Оплата его обходится в 560 рублей в месяц. Для нищего человека непозволительная роскошь, для общественника и преподавателя жизненная необходимость. Может быть, тариф сменить?
Транспорт. Буду посещать магазин один раз в неделю. Четыре поездки в самый дешевый магазин района – 80 километров и 301 рубль, если цена на бензин останется прежней – 47 рублей 10 копеек.
В итоге остается 5970 рублей на 30 дней. Именно на эти средства я должен купить еду, одежду и обувь, книги и учебники, сходить в кино и театр, отложить денег на летнее путешествие».
Реальность: картофельная котлетка вместо обеда
«…На продукты, одежду, обувь, покупку книг и развлечения осталось 140 рублей. На карту поступили еще 1500 рублей, поэтому с голода пока не умираю.
Я попробовал прожить месяц на зарплату кандидата наук. В первую неделю потратил почти все деньги на обязательные платежи, связь, бензин и насос для отопления. Сразу купил продукты, но оказалось, что их надо растянуть не на неделю, а на месяц. Поэтому сегодня на обед у меня приготовленная из картофелины котлетка, два зубчика чеснока и кусочек хлеба весом в 15 граммов. Получилось вкусно.
Подумалось, что в самое голодное время в блокадном Ленинграде выделялось по 150 граммов на человека. Я могу позволить себе только 15 граммов хлеба. Комитет образования и профсоюз работников образования не поинтересовались состоянием моего здоровья. Даже не пытались говорить о том, что сделают хоть что-то, чтобы нормализовать обстановку. Сытый голодного не разумеет».
Ура! Зарплата
«Прошел месяц моих мытарств. Перечислили зарплату. Она выросла, достигнув высокой отметки в 67% от средней по техникуму. Всего будет перечислено 18693 рубля! Напомню, что 32000 должен получать средний преподаватель без особых заслуг и порицаний».
В поисках справедливости
«Комиссия по стимулирующим приняла бой, но отказалась без подтверждающих документов признать любые мои достижения. Дошло до абсурда: не признали даже обучение на дистанционных курсах в ФИРО, куда меня направил техникум (документы еще не пришли, а без них никаких выплат!). Не заплатили даже за проведенный открытый урок, о котором я известил завуча и коллег. Отрицали опубликованные результаты педагогических конкурсов и так далее. Кажется, эту стену не прошибить.
Признаться, я разозлился, а потом посмотрел на решение по распределению стимулирующих. Напомню, что Комитет образования рекомендует активно работать, чтобы получать их. Но что толку активно работать, если комиссия по стимулирующим распределяла по 1000 (!) на каждого преподавателя. В этом месяце на 22 человека было выделено 23700 рублей! Много, правда? Лично я просто в изумлении. Вместо 30%, положенных по закону, было распределено 3% от средней зарплаты. Проводим нехитрый расчет. По законам на стимулирование выделяется 30% от фонда оплаты труда. Средняя зарплата 22 преподавателей 32000 х 22 преподавателя х 30% = 211 тысяч рублей. Почему же распределяли только 23 тысячи из 211?
Позвонил в областной профсоюз, попросил прокомментировать мои доходы, возможность выжить на тысячу рублей в месяц и тот факт, что комиссия отказалась оплатить стимулирующими результаты работы. Вы будете удивлены, но профсоюз полностью на стороне… администрации образовательной организации!
«Зарплата маленькая, но такие законы. Работайте больше!» – сказали мне. Я прошлый месяц отработал с нагрузкой в две ставки – это предел, который как бы не считается. «Вопрос повышения окладов, – сказали мне, – можно решить только на федеральном уровне!»
Звонок из редакции
В феврале журналист «Учительской газеты» позвонила Александру Мамкину, чтобы узнать, чем завершился эксперимент.
– Я не смог выжить на зарплату, которую мне выдали в ноябре, – 14600 рублей, – отметил педагог. – Случились непредвиденные траты, расходы оказались выше запланированных, поэтому через пару недель я оставил эту попытку выживания, потому что с тем скудным питанием, которое я мог себе позволить, это было тяжело.
– Что-то изменилось для вас лично, после того как вы открыто рассказали о своей попытке выжить?
– В техникум приехала представительная делегация: Виктор Карамышев, который на данный момент курирует образование, науку, культуру и туризм в Курской области; Наталья Пархоменко, руководитель Комитета образования и науки Курской области; ее заместитель Олеся Харсеева; депутат Александр Трубников и журналисты. По итогам этой встречи мне предложили полставки методиста по качеству образования, чтобы я занялся разработкой рекомендаций по изменению в системе стимулирования и переносу отчетности для стимулирующих в облачное пространство.
– Над чем вы работаете сейчас?
– Мне предложили описать идею для законопроекта о повышении зарплат учителей от Курской области. Считаю, что на данный момент необходимо повысить реальные доходы бюджетников, перечисленных в майских указах. Оклад за одну ставку учителей, преподавателей СПО, работников культуры должен составлять не менее 70% от средней зарплаты по профессии (не менее 70% от средней зарплаты по стране). Базовый оклад преподавателей вузов и врачей должен составить 140% от средней заработной платы по профессии (не менее 140% от средней зарплаты по стране). Уверен, нам необходимо повышать реальные зарплаты учителей, преподавателей и врачей. Предложениями о том, как это можно сделать, я готов поделиться с «Учительской газетой».
Мария ГОЛУБЕВА, Курская область
Сообщение История одного эксперимента появились сначала на Учительская газета.