В Театре Моссовета премьера. Спектакль в постановке Игоря Яцко «Волки и овцы» подготовлен специально к дню рождения Валентины Талызиной. К творчеству Александра Островского актриса обращалась уже как минимум дважды – в пьесах «Последняя жертва» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын». В новом спектакле у Валентины Талызиной главная роль – Меропы Давыдовны Мурзавецкой.
Пьесы Александра Островского – радость для актеров, ибо в них они раскрывают всю палитру своих возможностей. Жадность, сребролюбие, хитрость, тугодумство, бескорыстие души, порывы сердца, взаимная любовь – в этом наш русский прославленный драматург. Одним словом, Александр Островский – это кухня характеров и ситуаций. Комедию «Волки и овцы» не раз ставили и ставят на отечественной сцене. В разные годы в Театре Моссовета шли «Доходное место», «Не все коту масленица», «Женитьба Бальзаминова», «Красавец-мужчина». В преддверии 200‑летия со дня рождения русского драматурга и к бенефису Валентины Талызиной театр выпустил «Волков и овец».
Мурзавецкая Валентины Талызиной – дама возраста почтенного, опыта житейского ей не занимать, одна у нее забота – родной непутевый племянник Аполлон (Антон Анкудинов). Человек он увлекающийся, правда, все больше увлечения его касаются охоты, игры на гитаре (этим Аполлон Анкудинова владеет виртуозно) да выклянчивания у всех подряд денег – кутить Аполлон мастак, но своего любезного друга Тамерлана любит пуще всех, а уж как по его кончине скорбит: «Нет, застрелюсь, застрелюсь!.. Уж заряжен, ма тант, заряжен». Как убивается-то, как убивается…
Женить бы его, и невеста прямо под боком нашлась – Евлампия Купавина (Марина Кондратьева). Правда, невесте жених совсем не по вкусу, ее сердце отдано Василию Ивановичу Беркутову (Александр Яцко), но многоопытная Мурзавецкая так просто не сдается, хотя и на нее управу и хитрость найти можно. В ход идет все: запугивание, увещевания, а главное – поддельные векселя, которые так ловко умеет сварганить Вукол Чугунов (Владимир Сулимов).
Однако же дело принимает совсем иной оборот – «на всякого мудреца довольно простоты», как известно. Василий Беркутов так умело поворачивает дело, что Евлампия Купавина остается и при имении, и замужем за человеком по сердцу. Волки остались ни с чем, правда, серьезно никто не пострадал – на скамье подсудимых не оказался, в Сибирь не отправился, а каких женихов все невесты хотели, таких им и сосватали: «Не клевещи, матушка, на женщин! Всякие бывают; есть и такие, что не только своим хозяйством, а хоть губернией править сумеют, хоть в Хиву воевать посылай. А мужчины есть тоже всякие: есть вот и такие молодцы (показывает на Беркутова), а то видали мы и таких, что своей охотой к бабам в лакеи идут». Да и Вукол промахи свои разумеет и натуру знает: «Близ города, среди белого дня! Есть чему удивляться!.. Нет… Тут не то что Тамерлана, а вот сейчас, перед нашими глазами, и невесту вашу, да и с приданым, и Михайла Борисыча с его имением волки съели, да и мы с вашей тетенькой чуть живы остались! Вот это подиковинней будет».
Спектакль хорош прекрасными актерскими работами, в первую очередь самой Валентины Талызиной. Ее Мурзавецкая – героиня, прямо скажем, не промах, грешки за ней водятся (а как же без них?), за племянничка радеет, прибыли хочет, ради этого и запугать готова. А все же отходчива Меропа Давыдовна, да и суда боится. Ради того чтобы беду неминуемую от себя отвести, готова и сосватать, и посоветовать, и былые молодые годы вспомнить. Тут уместно сделать небольшое отступление. В спектакле на экране появляются кадры – фотографии Валентины Талызиной из ее личного видеоархива – ее роли в театре, среди которых есть и Юлия Тугина в «Последней жертве», также пьесе Александра Островского. А уж попеть романсы – дело известное.
Музыки же в спектакле звучит много – романсы Александра Вертинского, Антона Яковлева, Бориса Фомина на стихи Антона Дельвига, Константина Подревского, Бориса Тимофеева. Все это обращение к знакомой и не очень музыкальной классической культуре. Спектакль богат как на холостых, никак не желающих быть окольцованными (Михаил Борисович Лыняев – Александр Боровский), так и на вид смиренных монашек вроде Глафиры Алексеевны (Анастасия Тагина), франтоватых слуг (Павлин Савельич – Виктор Гордеев). Все вышли из рукава Александра Островского, каждый добился своего и получил по заслугам: «- И барышни тоже волки?
– Самые опасные. Смотрит лисичкой, все движения так мягки, глазки томные, а чуть зазевался немножко, так в горло и вцепится».
Отдельных благодарности и внимания заслуживают работы художника-постановщика Марии Рыбасовой и художника по костюмам Виктории Севрюковой. Покои обедневшей помещицы Меропы Мурзавецкой, имение и, главное, сад Евлампии Купавиной выполнены в классическом стиле. Костюмы Купавиной и Глафиры насыщены цветом, женским кокетством, не лишены ироничного подхода. Ох, если бы не прозорливые мужчины, не видать, быть может, женщинам покоя от прощелыг-советчиков наподобие Вукола Чугунова! Все под стать характерам и опять-таки драматургическим поворотам как сюжета, так и поведения героев. Платья, шляпки, цветы на головных уборах – загляденье, мастерство, шик. Спектакль, в котором все и со всем сочетается: и русских дух, и русские романсы, и обедневшие помещики, не желающие терять лоска, и кокетливые женщины, и неуемная жажда обогащения не самыми благовидными способами, ни к чему хорошему так и не приведшая. Александр Островский вечен, как вечны и неизбывны наши русские тяготы.
Сообщение Кто кого съел появились сначала на Учительская газета.