В период моей учебы в МГУ имени М.В.Ломоносова у нас на факультете для будущих аналитиков ввели предмет «Стратегическое управление», который читал сам декан. Тогда казалось, что мы получаем некие сакральные знания, доступные лишь избранным, и мы, студенты, страшно гордились этим!
Однако, к счастью, образование идет в ногу с техническим прогрессом, и вот для молодежи уже создаются школы юных стратегов, в которых дети обучаются по методологии, разработанной академиком, доктором экономических наук, профессором Владимиром Львовичем Квинтом. Этот замечательный человек и ученый не только стал лауреатом высшей награды нашего университета – премии имени М.В.Ломоносова – за цикл работ «Теория стратегии и методология стратегирования», но и вдохновил личным примером директоров и педагогов в разных уголках России и странах ближнего зарубежья. Своим опытом с «Учительской газетой» поделились руководители образовательных учреждений, в которых школы юных стратегов приобрели наибольшую популярность.
Наталья АЛЕКСАХИНА, директор гимназии №622, Санкт-Петербург:
– Идея создания Школы юных стратегов родилась сразу после знакомства с Владимиром Львовичем Квинтом. Таким образом, 5 лет назад, 17 декабря 2016 года, в гимназии №622 г. Санкт-Петербурга состоялось торжественное открытие инновационного образовательного проекта – первой в России Школы юных стратегов Владимира Квинта.
Именно команда педагогов нашей гимназии стала новатором в реализации этого уникального образовательного проекта, который гармонично влился в проектную деятельность в соответствии с требованиями нового времени. Впервые была адаптирована методология стратегирования Владимира Квинта для учебных программ основного общего образования и среднего общего образования, которая впоследствии стала основой для образовательного курса в соответствии с требованиями ФГОС «Теория и практика стратегирования. Стратегии развития». Данный курс обеспечивает формирование ключевых компетенций в этой области, развивает умение осуществлять стратегическое планирование по методологии В.Л.Квинта и реализовывать его на практике.
На сегодняшний день это новый педагогический тренд, и хочется отметить, что наша гимназия не только идет в ногу со временем, но и опережает его.
За 5 лет в Школе юных стратегов Владимира Квинта прошло более 150 интерактивных теоретических занятий, мастер-классов ведущих специалистов в области разработки и реализации стратегии, школьниками написано свыше 200 научно-исследовательских и проектных работ.
Стратегические проекты учеников были презентованы в Комитете по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, а исследовательские работы представлены на различных городских, всероссийских и международных конкурсах и форумах, таких как Всероссийский форум «Россия 2035», Международный конкурс «Инновационные стратегии развития», конкурс правительства Санкт-Петербурга «Поддержка научного и инженерного творчества школьников старших классов».
Подготовлен и представлен на конкурс научных работ международный проект «Стратегии развития Арктики: молодежный взгляд» (Россия – Норвегия).
Гимназисты получили уникальную возможность работать над проектами по кейсам ведущих градообразующих предприятий Санкт-Петербурга, создавать практико-ориентированные проекты по заказу таких предприятий, как ГУП «Петербургский метрополитен», судостроительная фирма «Алмаз», завод по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды», ГУП «Водоканал СПб», Институт перспективного градостроительства, корпорация «Росатом», ПАО «Газпром нефть», Российская технологическая корпорация Mail.ru, российская онлайн-видеоплатформа RuTube.
Число выпускников Школы юных стратегов Владимира Квинта гимназии №622 растет каждый год.
В целом ШЮС подготовила более 250 выпускников, которые успешно поступили в ведущие вузы России.
Наталья МУРЕЕВА, директор школы №1000, Москва:
– Школа №1000 стала первой московской площадкой Школы юных стратегов Владимира Квинта. И хотя торжественное открытие состоялось в апреле 2021‑го, менее года назад, уже сложно представить учебные будни без стратегических сессий, подготовки проектов, встреч с приглашенными специалистами и выступлений на конференциях. Умение выбрать из множества возможностей – вот тот навык, которым должен обладать современный московский школьник. Для старших учеников школы №1000 открыты пять профилей: технологический, социально-экономический, естественно-научный, гуманитарный, универсальный. Однако направление задается еще раньше: уже переходя в среднее звено, ученики могут выбрать предпрофильный класс с углубленным изучением математики или языков.
Владимир Квинт подчеркивает междисциплинарный характер своей дисциплины и важность приобретения опыта в разных сферах – школа №1000 имеет больше 20 договоров о сотрудничестве с различными вузами и колледжами, среди которых НИУ ВШЭ, НИЯУ МИФИ, МГТУ имени Н.Э.Баумана, РТУ МИРЭА и др. В этом году горизонты расширены в том числе и благодаря Школе юных стратегов: с сентября школа №1000 сотрудничает с петербургской гимназией №622, которая также является базой ШЮС, и с Московской школой экономики МГУ.
В Школе юных стратегов ученики тренируются суммировать свой опыт, полученный из разных сфер, и делать глобальные выводы и прогнозы. Так, на V Международном конкурсе «Инновационные стратегии развития» все участники от школы №1000 стали победителями. Ребята выступали в номинациях «Стратегирование в сфере экологии» и «Стратегирование в сфере туризма». Еще один ученик школы занял второе место в Международном конкурсе научно-исследовательских работ «Библиотека будущего».
Майя КРИВОРУЧКО, директор школы №85, Кузбасс:
– У нас все началось с посещения высоких гостей в 2019 году. Ирина Викторовна Новикова предложила создать у нас Школу юных стратегов. Вскоре Владимир Львович Квинт тоже посетил нас и познакомился с учащимися, занятыми научно-исследовательской деятельностью.
Решение было принято, и по распоряжению губернатора Кузбасса Сергея Евгеньевича Цивилева в двух школах Кузбасса нужно было начать реализовывать концепцию стратегирования и создать Школу юных стратегов Владимира Квинта: идея была включена в реализацию долгосрочного ресурсного планирования экономики региона. В декабре 2020 года была утверждена Стратегия социально-экономического развития Кузбасса до 2035 года, одним из авторов которой являлся Владимир Львович Квинт с группой ученых из МГУ.
Говорим огромное спасибо гимназии №622 Санкт-Петербурга, куда мы сразу поехали, а в рамках встречи заключили договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве. 9 сентября 2020 года состоялось открытие Школы юных стратегов в школе №85, которое посетили Владимир Львович Квинт и Ирина Викторовна Новикова. Школе юных стратегов были поставлены важные задачи: развивать начальные навыки долгосрочного видения, самостоятельного и стратегического мышления, знакомить детей как с историей стратегической мысли, так и с практикой. Девизом школы стали слова Владимира Львовича: «Будь лидером и иди к своей цели правильно!»
Самой важной задачей для нас было подготовить проекты на Международный конкурс «Инновационные стратегии развития», 12 проектов юных стратегов школы №85 стали победителями!
Очень значимым достижением нашей Школы юных стратегов мы считаем 1‑е место на Международном конкурсе научно-исследовательских работ «Библиотека будущего». За два года юные стратеги школы №85 представляли к защите 33 стратегических проекта. Опыт работы школы №85 «Школа юных стратегов Владимира Квинта – от создания к развитию» представлен на конкурс «Сделано в Кузбассе», мы ждем результатов.
Профессионально ориентационная деятельность юных кузбассовцев в школах юных стратегов ориентирована как на личную, так и на региональную цель приоритета «Кузбасс – центр профессионального превосходства» – закрепление за регионом лидерских позиций в профессиональном развитии в масштабах России и глобального рыночного пространства.
«Мы живем в достаточно сложном и постоянно изменяющемся мире перемен и стремительного прогресса, – пишет в своем эссе «Профессия – стратег» учащийся 10‑го класса школы №85 Иван Голов, – где каждый день происходят коренные преобразования во всех сферах деятельности современного общества. В этих условиях концепция долгосрочного планирования и разработки стратегии жизни в целом является достаточно актуальной и востребованной». Это можно наблюдать на практике: опыт создания Школы юных стратегов Владимира Квинта в школе №85 переняли 8 образовательных учреждений Кузбасса. Кураторство над реализацией данного проекта в Кузбассе возложено на кафедру стратегии регионального и отраслевого развития Кемеровского государственного университета.
Владислав АПАНИЦЫН, директор Колледжа метрополитена, Санкт-Петербург:
– Торжественное открытие Школы юных стратегов Владимира Квинта (ШЮС) в Колледже метрополитена состоялось 30 сентября 2021 года. Однако первые предпосылки (и начало нашего пути) были еще ранней весной. В июле мы начали подготовку к работе, в середине сентября прошел отбор участников: в списки студентов ШЮС попали 20 человек из 110 желающих.
Основная задача ШЮС – способствовать обучению и воспитанию социально ориентированных, конкурентоспособных молодых людей, которые умеют стратегически мыслить и владеют лидерскими компетенциями.
У обучающихся появились две дополнительные инновационные дисциплины – стратегирование и проектирование. Часто проводятся мастер-классы, деловые игры и тренинги. Для закрепления полученных знаний студенты делятся на команды и готовят выпускные проекты, а затем защищают их. Сейчас у нас восемь команд и восемь тем, напрямую связанных с нашим основным партнером – ГУП «Петербургский метрополитен». Кроме этого, нас поддерживает и ОАО «РЖД»: двое наших ребят готовят проект, ориентированный на железнодорожную отрасль.
На данный момент трое наших учеников ШЮС являются победителями авторитетного V Международного конкурса «Инновационные стратегии развития», выиграв непростое стратегическое соревнование у участников из 30 стран мира! Вместе с ГУП «Петербургский метрополитен» мы также приняли участие в конкурсе «Профессия – стратег», а вместе с Президентской академией в Санкт-Петербурге (РАНХиГС при Президенте РФ) стали самыми активными участниками Международного конкурса «Библиотека будущего».
Мы планируем выпустить восемь проектов и двадцать лидеров, которые достойно представят наш колледж в ГУП «Петербургский метрополитен» и ОАО «РЖД».
Вернемся к тому, с чего начали, – к стратегическому управлению. Если вы мыслите стратегически, вы становитесь проактивным человеком.
Представьте: вы купаетесь в горной реке, вас внезапно подхватило и унесло течение. Вы можете уцепиться за камень или корягу и повиснуть на месте, отпустить руки и плыть по течению, слегка помогая себе, чтобы не налететь на камни, или грести сильнее, а то и вовсе выбраться на берег и двинуться иным путем. С моей точки зрения, регулярное занятие стратегией дает человеку постоянный импульс, что побуждает к действиям, причем упреждающим. Думаю, управленческую ценность проактивности в любой специальности сложно переоценить.
Алена ЮРЧЕНКО
Читайте эксклюзивное интервью с Владимиром Квинтом в следующем номере
Сообщение Обсуждать – часто, решать – единожды появились сначала на Учительская газета.