О культуре питания, или Моя вкусная еда — Свежие новости

О культуре питания, или Моя вкусная еда

Совершенствование организации школьного питания сегодня одна из самых актуальных проблем в обеспечении сохранения здоровья детей. В рамках формирования культуры здорового образа жизни в школе №2101 разработана и реализуется уже несколько лет программа популяризации здоровых пищевых привычек и школьного горячего питания «Моя вкусная еда».

Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости растущего организма школьника является полноценное и правильное питание.

Рациональное питание школьников – одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.

К сожалению, медики во всем мире отмечают нездоровую тенденцию насыщения продуктов питания сильнодействующими добавками, обладающими способностью вызывать привыкание (чипсы и т. п.), а также нездоровую тенденцию подрастающего поколения поедать в неограниченных количествах данные продукты, пить газированные сладкие напитки. Все эти продукты питания не являются традиционными для российского стола, они привнесены искусственно и могут быть легко отторгнуты при должных консолидированных усилиях общества и государства.

Существует и еще одна серьезная проблема, которая видна во всем мире: резко упала культура приема пищи. Если несколько десятилетий назад считалось неприличным перехватывать куски на ходу, то сейчас возник целый кластер быстрой еды, еды на вынос, «возьми кофе с собой». Стало принято употреблять пищу при просмотре телевизора, в кинотеатре. Уже никого не удивляет пассажир метро со стаканчиком кофе, и, следовательно, эти формы поведения пришли в школу. Дети активно пытаются лакомиться снеками на уроках, так как они привыкли делать это дома. Простой запрет в нынешних реалиях не будет эффективен, только внесет дисбаланс в отношения педагога и ребенка.

Следует понимать, что школьное питание как институт социума получает сейчас вызов за вызовом.

С развитием сервиса системы общественного питания, с активным посещением зарубежных курортов со «шведским столом» дети и их семьи стали предъявлять более высокие требования к ассортименту блюд школьной столовой, их внешнему оформлению при подаче на стол, настаивать на возможности выбора. Это не всегда рационально в обстоятельствах, когда большое количество детей должны гарантированно получить блюдо в отведенное время и регламентированной температуры. Тратить время на рассматривание витрины, выбор, разогрев выбранного блюда на большой перемене нет возможности ни у ребенка, ни у персонала столовой.

С изменением культурологических ценностей в социуме перед школой внезапно возникают новые вопросы. Например, уносить ли учащимся начальной школы посуду за собой или оставлять на столе? Десятилетиями проблемы не было, а существовал и даже висел в столовой лозунг: «У нас порядок такой – поел, убери за собой!» Дежурные еще и стол вытирали ветошью. Но тут подключился опыт посещения детьми учреждений сферы услуг, а столовая обслуживает – почему я должен? Но школа не должна культивировать пренебрежение к труду, к обслуживающему персоналу, должна формировать навыки самообслуживания. Уже педагогическая проблема! С другой стороны, и к охране здоровья детей стали относиться в разы бережнее, а если при транспортировке детьми своей посуды с недоеденным супом один ребенок разлил, другой поскользнулся и упал – травма! Что абсолютно недопустимо в школьной столовой. Приходится искать педагогически взвешенные слова для детей: да, мы не унесем за собой посуду, предоставим это специалистам, и не потому что вас необходимо обслужить, а потому что это поможет коллективной безопасности.

Еще один вызов – это печальные последствия ставших массовыми аллергических реакций, которые ограничивают для конкретного страдающего аллергией ребенка ассортимент допущенных блюд, включая молочную продукцию, фрукты. И семья отказывается от школьного питания.

Есть и весьма дискуссионные моменты в определении семьей формата питания ребенка в школе. В ряде случаев не на основе медицинских показаний, а мотивируя свое решение религиозными позициями, приверженностью к определенному типу питания или вообще недоверием к общепиту. Семья организует самостоятельное питание ребенка из принесенного с собой контейнера. Школа идет навстречу: обеспечивает разогрев, дает чистые столовые приборы, выделяет место. Но школа не несет ответственности за содержимое контейнера, к тому же несколько часов пролежавшего в портфеле школьника. Вопрос очень сложный и юридически, и организационно. Видится только один путь – все же популяризировать официальное школьное питание, ломать стену предубеждения отдельных родителей. С этой целью на сайте школы размещено меню, проводятся дегустации для родителей. В 2021 году всем семьям и педагогам была предоставлена возможность бесплатно пройти курсы здорового питания на сайте Новосибирского института гигиены с получением сертификата.

И, наконец, пандемия поставила школьное питание, и без того достаточно строго зарегламентированное в области санитарии и гигиены, в режим почти хирургической операционной. При этом пришлось столкнуться с неожиданной проблемой. Раньше порционировать, например, кашу, раздавать фрукты, даже докармливать первоклассников мог учитель. Он мог при этом в разумных пределах учитывать вкусы и пожелания детей. Сейчас учитель от этого процесса отстранен, он может только вести визуальное наблюдение, что-то подсказать и посоветовать. Например, в нашей школе часто учителя озвучивают эмоциональную оценку питания:
– Ах, какие красивые клубнички лежат у вас на запеканке!

– Салат из тертой моркови очень полезен для зрения!

– Обязательно возьмите свою порцию масла, нанесите на хлеб. Это очень вкусно и полезно, особенно с ароматным какао, ах, какая прелесть!

Но, увы, так делают не все. И не всегда на это есть время и возможность. Поэтому мы и взялись за разработку такой программы, которая помогла бы ребенку и его семье сориентироваться в мире здорового питания и приобрести культуру приема пищи, так как практика показывает удивительные вещи: не все дети умеют правильно держать столовые приборы, есть беззвучно, не выкрикивать за столом и не играть при этом в телефон.

Еще один вызов современности – потеря ценности продуктов, включая хлеб! Это скорее чисто педагогическая проблема, чем вопрос организации питания в школе. Учитель на уроке читает проникновенные слова о хлебе, учит с детьми пословицу «Хлеб – всему голова!». Но тут же в Интернете, по ТВ, из разговоров старших ребенок узнает, что есть с хлебом вредно, от него толстеют. Он видит, что в рамках новейших требований санитарии и гигиены хлеб, предложенный детям, не взятый ими из хлебницы, подлежит утилизации. То есть его тут же выбрасывают в пищевые отходы. Нетронутый хлеб. И как все это совместить в себе только формирующейся личности?

Целью программы «Моя вкусная еда» является формирование культуры питания в области составления рациона и организации приема пищи, профилактика критичности к приему сомнительной пищи и продуктов питания. В современном мире, когда ежедневно в продаже появляются все новые и новые лакомства, блюда экзотической кухни, вкусовые и пищевые добавки, важно вооружить ребенка компетенцией первичного анализа – «здорово – нездорово», «полезно – вредно». Немаловажно, чтобы именно в период взросления ребенок научился самостоятельно соблюдать режим питания, рационально питаться независимо от присмотра взрослых.

Помочь школьнику выработать привычку правильного питания и сохранить здоровье на протяжении учебных лет – одна из приоритетных задач современного образования. Не новость, что дети в силу своего возраста могут недооценивать значимость правильного питания. Помните эпизод из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца, где волшебно состарившуюся девочку распознали по ее пищевому поведению: она крошила булочку голубям, выковыривая себе оттуда только изюм? Дети часто могут отказываться от горячих завтраков (обедов) со странной мотивацией: «Ненавижу суп, потому что его скучно черпать и черпать». Поэтому мы, взрослые, должны направить все усилия на формирование культуры правильного питания, ведь от этого в конечном счете зависит здоровье наших детей.

Сейчас много говорят о буллинге, в том числе основанном на изменениях в фигуре, проблемах с кожей лица подростка. А ведь давно известно, что ожирение, акне, повышенная жирность волос, их выпадение – все это тоже в подавляющем большинстве случаев тесно связано с ошибками в выборе схемы питания! Таким образом, регулируя пищевые привычки ребенка, а затем и подростка, мы можем управлять и возможными рисками в области психологии, социализации личности, межличностного общения! Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период.

Почему к разработке такой узкопрофильной на первый взгляд программы был привлечен не только специалист по питанию, но и педагог-организатор? Мы исходили из того, что научить детей и подростков использовать питание в соответствии возрастным физиологическим потребностям, принципам рационального и сбалансированного питания, оценивать качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании, возможно только через познавательные игровые проекты. Поддержка музейной педагогики необходима была и для раскрытия пользы употребления в пищу овощей и фруктов, выращиваемых на территории России, отечественных традиций приготовления пищи и, что тоже очень важно, культуры приема пищи. То, что культура еды – полноправная и важная часть общечеловеческой культуры, что от нее во многом зависит здоровый образ жизни, – утверждение, не требующее доказательств. Начиная с оформления пространства обеденного зала и до привлекательности обязательного набора столовых приборов, посуды и эстетического оформления приготовленных блюд – все имеет значение, служит созданию благоприятной обстановки, привлекающей своими эстетикой и комфортом.

Еще до пандемии мы начали разрабатывать и проводить интерактивные мероприятия, посвященные различным ярким темам, связанным со здоровым питанием, где дети знакомятся с:
– народными традициями здорового питания;
– опасностями неудачного выбора пищи (вредные продукты, свежесть, запрет брать угощение у чужих людей);
– разнообразием, безопасностью и пользой питания в школе №2101.

Как оказалось, календарь весьма обильно напоминает нам о праздниках, так или иначе адресующих к питанию (20 октября – День повара и кока, 17 октября – День черники, 14 октября – Всемирный день яйца, 1 июня – День молока). Таким образом, практически весь учебный год можно в формате беседы, праздника, квиза, творческого конкурса рисунков, стихов и поделок, видеороликов и чего угодно говорить о вкусной и здоровой ­пище.

Такие инфоповоды составляют основу игровой программы «Путешествие в волшебную страну Витаминию» в формате коллективного творческого дела, направленного на популяризацию здорового питания, в том числе в столовые школы №2101. Это профилактика вредных пищевых привычек, формирование гигиены приема пищи.

Коллективное творческое дело «Хлеб – всему голова» (16 октября – Всемирный день продовольствия, Всемирный день хлеба) – это сочетание творческого компонента (выступления со стихами и песнями о хлебе) и проект­но-исследовательской работы, в том числе проекты «Состав хлеба в блокадном Ленинграде», «Народные традиции выпечки хлеба у разных народов России», «Печатные пряники» и другие. В рамках мероприятия затрагиваются фольклорные традиции, героико-патриотическое и нравственное воспитание. Также делается акцент на роли хлеба в рациональном питании, культуре потребления.

Удачным, реализуемым несколько лет и успешно представленным на конкурсах стало комплексное интерактивное мероприятие «Яблочко наливное» (21 октября – День яблок), удачно доработанное на практике В.П.Тригубцем, студентом Педагогического колледжа имени С.Я.Маршака. Это своеобразный синтез литературного чтения и основ безопасности жизнедеятельности, в котором дети говорят о пользе яблок в здоровом питании сквозь призму образа яблока в культуре и народных сказках.

Довольно универсален в применении сценарий-игра по станциям с элементами театрализации «Щи да каша – пища наша». В допандемийную эпоху мероприятие проводили в городском лагере на базе школы, а в учебном году – на всю параллель 2‑х классов. Но оказалось, сценарий успешно работает и при проведении тематического классного часа в одном классе. 2 июня отмечался Всемирный день здорового питания и отказа от излишеств в еде, 5 апреля – Международный день здоровой еды, Международный день супа, 28 октября – Международный день свободы от голода. Поводов проводить этот ивент много. Путешествовали по Кисельным берегам – вспомнили все виды каши, поговорки и загадки про нее. Играли во «Фруктовую дорожку» и в русскую народную игру «Капустка: вейся, кочан». Попробовали себя и в роли Золушки – сортировали фасоль и чечевицу. Самое главное – поняли, что каша – это вкусно, полезно и традиционно для кухни всех народов России.

Сладкое играет важную роль в питании детей, но может стать опасным в избыточных дозах. На мероприятии дети знакомятся с традиционными рецептами сладостей, учатся выбирать полезные и вредные из них, а также оценивать риски от чрезмерного потребления таких продуктов. Но и сладких праздников довольно много (18 октября – День конфет, 4 января – День зимних сладостей, 24 января – День эскимо, 10 июня – День мороженого, 7 июля – Всемирный день шоколада). И это повод поговорить и о здоровье зубов, и о вреде излишних углеводов, как и об опасности полного отказа от них.

На это же направлено и театрализованное мероприятие по профилактике вредных пищевых привычек «Не все полезно, что в рот полезло» (13 ноября – День рождения сосиски, 5 января – Международный разгрузочный день, 16 января – День острой и горячей пищи, 19 января – День консервной банки, 22 января – День рождения воздушной кукурузы, 7 апреля – Всемирный день охраны здоровья, 2 июня – День здорового питания и отказа от излишеств в еде, 7 июня – Всемирный день безопасности пищевых продуктов).

Дети погружаются в атмосферу игрового спектакля, где действуют обожающие вредную пищу пираты, Робин Бобин Барабек, а рассказывающие о правильном питании Айболит и Гиппократ предлагают различные конкурсы, рассказывают о продуктах и перевоспитывают отрицательных героев, приучая их к школьному питанию, делающему пиратов доб­рыми и здоровыми.

И, наконец, серия музейно-фольклорных интерактивов для первоклассников, посвященных народным традициям питания: интерактив в музее «Капустные посиделки» (24 октября – капустные вечерки).

Фольклорный праздник, связанный со сбором и заготовкой урожая. Дети знакомятся с традициями использования овощей в народной кухне, узнают о разнообразии сортов капусты и пользе овощей в детском питании.

Интерактив-праздник «Пчелочка златая». 20 мая Всемирный день пчел, и дети знакомятся с традициями разведения пчел и употребления меда для питания и лечения. Праздник строится на выступлениях детей со стихами, песнями, загадками о пчелах и меде.

«Здравствуй, милая картошка»: дети знакомятся с историей введения в культуру картофеля, разнообразием полезных (пюре, отварной картофель с зеленью, кисель на картофельном крахмале) и неполезных (чипсы) блюд из картофеля. Узнают о картофеле в русском фольклоре, разучивают песни «Антошка, иди копать картошку» и «Здравствуй, милая картошка».

Международный день чая 15 декабря – ознакомление с обычаями и историей чаепития в мире и в России. Разговор о пользе и вреде напитков на основе чая, почему в школе дают чай с лимоном и с молоком. В процессе формирования правильной культуры питания учащихся школы важное значение имеет грамотное понимание биохимических процессов, происходящих в нашем организме при употреблении той или иной пищи.

В этом деле большую помощь по информированию учащихся начальной и основной школы оказывают ежегодно проводимые старшеклассниками – учащимися профильного медицинского класса круглые столы и классные часы на тему «Все о нашей пище глазами химика». Именно благодаря таким мероприятиям учащиеся узнают много интересного, например, что в современном мире в погоне за быстротой приготовления пищи население разных стран и не заметило, как наполнило свой пищевой рацион консервированными продуктами. Консерванты нарушают электрохимический баланс нервной системы и мозга, способствуют возникновению болезней, которых не знали в прошлом.

Консерванты или пищевые добавки используются человеком много веков: соль, перец, гвоздика, корица и др. Их широкое применение началось в конце XIX века. А в современном мире пищевые добавки прочно вошли в продукты питания. К ним относятся:
– антимикробные средства, способные удлинять сроки хранения продуктов;
– антиоксиданты;
– пищевые красители;
– искусственные ароматизаторы;
– искусственные сладкие вещества;
– эмульгаторы;
– стабилизаторы;
– отбеливающие средства;
– вещества, доводящие некоторые продукты до полного созревания.

Это лишь небольшой перечень примеров, как можно педагогически обыграть тему правильного питания. Важнейшее условие: всегда образцы правильного питания педагог подкрепляет позитивными примерами из жизни школьной столовой.

Наталья ЗИМИНА, специалист по питанию школы №2101;
Юрий ПЕТРОВ, учитель химии школы №2101

Сообщение О культуре питания, или Моя вкусная еда появились сначала на Учительская газета.

Предыдущая новость Должен чтить каждый
Следующая новость 10 стильных и практичных пар обуви, которым не страшны снег и слякоть