Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь.
Квинтилиан, римский оратор
Жизнь человека является длительным процессом приобретения навыков в самых разнообразных ситуациях и сферах. Такое развитие начинает происходить еще с раннего детства, когда маленький человек учится бегать, одеваться и рисовать.
Человек по своей природе развивается, только познавая новое в этом мире, что является особо актуальным и значимым в жизни детей дошкольного возраста. Для детей каждый новый день – это невероятное путешествие и открытие, им от природы свойственно стремление к познанию, творению, общению, развитию и самоопределению.
KidSkills – место, в котором талантливые дети могут показать свои умения. KidSkills – чемпионат рабочих профессий среди дошкольников и младших школьников, на котором проверяются и формируются актуальные знания, умения и навыки. На данный момент чемпионат реализуется по 26 компетенциям, и с каждым годом набор компетенций расширяется, внедряются все более технологичные, усовершенствованные и актуальные.
В ходе подготовки и реализации чемпионата каждый ребенок осваивает интересный для него навык и знакомится с различными профессиями. В этом году воспитанники нашего дошкольного учреждения возрастной категории 5‑7 лет попробовали свои силы в трех компетенциях: «Технология моды» (полуфиналисты), «Изготовление прототипов» (финалисты) и «Флористика» (бронзовые призеры).
Как и любое соревнование, чемпионат KidSkills имеет свои требования и определенные стандарты в каждой из компетенций.
Содержанием одного из конкурсных заданий компетенции «Изготовление прототипов» являлись разработка и изготовление модели «Робот». На основе представленных изображений, включающих в себя три основных вида (спереди, сверху, сбоку), и схемы общего вида участникам необходимо выполнить 3D-модель «Робот», сохраняя пропорции и максимальную точность в сравнении с изображениями.
Рамки задания строго установлены, комплект деталей для проектирования тоже четко стандартизирован. Как и в финальной части конкурса, где заданием были разработка и изготовление модели «Паровозик». И это, конечно, являлось ограничением для детей. Особенно когда фантазии бьют ключом, а в руках такой необычный инструмент, как 3D-ручка. Поистине волшебная палочка для 6‑летнего конкурсанта! Хочется делать все, что рисует воображение, – забавных щенков и милых кошечек, сказочную вращающуюся башню и космический корабль.
Но оказалось, что юным инженерам есть где применить свои творческие способности. Внешний вид, дизайнерское решение и элементы декора как модели «Робот», так и модели «Паровозик» полностью на усмотрение участников. А к модели «Паровозик» предлагалось еще и изготовить свой авторский вариант детали «Вагончик». И здесь конкурсанты имели возможность не только проявить навыки проектирования, макетирования и моделирования, владения 3D-ручкой, но и дать волю своей фантазии. Установленные ограничения в виде определенных стандартов дали толчок развитию креативности мышления.
Впервые в 2021 году прошли соревнования по компетенции «Флористика». Это проект, направленный на создание условий для формирования ранней профориентации и профессиональных навыков на основе совместной деятельности детей.
Содержанием конкурсного задания в полуфинале компетенции «Флористика» являлось то, что команда участников (состоящая по правилам образовательного проекта из двух человек) за 2 часа должна была создать настольную композицию из горшечных растений с интеграцией рукотворного элемента на тему «Зимняя сказка». В финале ребята также создавали настольную композицию из горшечных растений с интеграцией рукотворного элемента, но уже с использованием живых срезанных растений, а затем букет с интеграцией рукотворного элемента.
Здесь, конечно, тоже есть свои стандарты и требования: допускалось использование только определенных цветов и в заданном количестве, указанном в инфраструктурном листе. Там же были четко определены и материалы для изготовления рукотворного элемента. Казалось бы, как творить, если нет гибкости? Однако без преувеличения можно сказать, что юные флористы создали настоящие произведения цветочного искусства. Используя экспертные знания цветов, растений и аксессуаров в своей работе, бережно обращаясь со всеми ботаническими материалами, конкурсанты создавали восхитительные композиции, вполне по-взрослому применяя методы и умения пользования инструментами.
Думаю, именно необходимость создавать композиции в условиях определенных ограничений помогла ребятам проявить особую оригинальность и изобретательность. На вопрос журналиста телеканала «Карусель» о названии букета наши призеры ответили, что их букет «просто бомба». Что ж, они художники, им виднее…
Подводя итог, можно сделать вывод, что стандарты в городских образовательных проектах – это одновременно и ограничения, и великолепные возможности. Придумать что-то свое, оригинальное, но в строго заданных рамках, наверное, сложнее. Но ведь и интереснее. Именно так рождается новое, делаются первые шаги на пути больших открытий.
Дети, пробуя свои силы в знакомстве с различными профессиями уже в дошкольном возрасте, имеют возможность впоследствии стать осознанными участниками чемпионата WorldSkills и продолжить профессионально самоопределяться и совершенствовать свои способности. Безусловно, такие стандарты в проектах открывают детям огромные возможности для саморазвития, улучшения своих навыков и мастерства в выбранных компетенциях при заранее заданных условиях.
Каждый родитель мечтает дать своему ребенку лучшее и вложить в него те навыки и умения, которые помогут в будущем реализовать свой потенциал и стать разносторонней личностью. А чемпионат KidSkills, как и другие городские образовательные проекты, позволяет детям находить свои интересы, пробовать, экспериментировать, раскрывать и развивать свои таланты уже в столь юном возрасте.
Ольга МУХИНА, старший воспитатель детского сада присмотра и оздоровления №754 «Солнышко»
Сообщение Сказку творим сами появились сначала на Учительская газета.