Дать простор воображению и написать свою первую картину? Или слепить что-то из глины своими руками, осторожно прикасаясь к этому чуткому и послушному материалу, а затем наблюдать, как созданная тобою же ваза обжигается в печи? А может быть, придумать и выложить мозаику? Все это возможно на арт-терапии в школе «Технологии обучения».
В i-школе учатся дети с различными особенностями развития. У наших учеников процессы социализации, познания и запоминания проходят намного сложнее и дольше, чем у их ровесников. Способы проведения досуга и виды отдыха тоже отличаются. Так, учащиеся проходят психотерапию с помощью искусства и творчества.
Владеть компетенциями – значит быть полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные слова и поступки и проявлять интерес к творчеству и чему-то новому. Безусловно, в этом личностном и образовательном становлении нашим воспитанникам помогает метод арт-терапии. Он также способствует эффективной и адекватной эмоциональной разгрузке, придает эмоциям приемлемые и допустимые формы, облегчает процесс общения и социализации для замкнутых и стеснительных детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует преодолению психологических защит и барьеров. Творчество также помогает ученику осознавать свои чувства и переживания, учит с ними справляться, и, конечно же, арт-терапия повышает ценность и уверенность ребенка в его собственных глазах.
На время создания картины школьник уходит от эмоциональных переживаний, тревог, чувства одиночества, страхов или от конфликтных ситуаций. После арт-терапии психологическое состояние детей меняется, оно становится обновленным, успокоенным и воодушевленным. Искусство дарит большие психокоррекционно-развивающие и психотерапевтические возможности для детей с особыми образовательными потребностями. Создание ребенком чего-то нового и уникального своими руками значительно облегчает процесс коммуникации, что помогает устанавливать и улучшать отношения с окружающими людьми. Более того, интерес к результатам детского творчества и увлеченность ими со стороны сверстников и значимых взрослых способствуют самопринятию и повышению самоценности ученика. Таким образом, ученик адаптируется к социальной среде посредством искусства и художественного творчества и овладевает теми самыми компетенциями.
Арт-терапия, которую в i-школе ведет учитель изобразительного искусства Евгений Иванович Филин, включает в себя три направления: керамику, живопись и мозаику. Занятия проходят ежедневно в производственной мастерской, оснащенной всеми необходимыми инструментами, материалами и профессиональным оборудованием. Курс по выбранному направлению длится 3 года, в мастерской работают дети от 7 лет индивидуально или в группах из 5‑8 человек.
На керамике специалист обучает ребят основным способам и техническим приемам работы с глиной, начиная с самых простых. Ученики создают различные изделия из глины, осваивают методы декорирования: роспись ангобами и глазурями, сграффито, изучают традиционное декоративно-прикладное искусство и современные художественные практики.
В процессе работы у учащихся формируются навыки трудовой деятельности: планирование этапов работы, контроль своих действий, решение творческих задач в группе и индивидуально, а также формируются такие важные качества личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, развиваются высшие психические функции: речь, внимание, мышление, память.
Главная цель арт-терапии – работать с внутренним миром учащегося, узнавать и познавать его. А картина, изделие из глины или мозаика лишь средство. Педагог фокусируется не на результате, а на процессе. Поэтому для того, чтобы пойти на занятия арт-терапией, вовсе не обязательно иметь творческие способности и навыки. Психокоррекционные возможности арт-терапии прежде всего связаны с тем, что искусство является источником положительных эмоций для ребенка, благодаря творчеству возникают новые потребности в выражении себя, а с помощью занятий как раз появляются и способы их удовлетворения.
Участие ребенка в художественной деятельности в процессе арт-терапии в большей степени направлено на помощь в исправлении недостатков, управлении собственным поведением, эмоциональными реакциями и в меньшей степени – на обучение художественным навыкам. В связи с этим особый интерес вызывает не сам результат (рисунок, мозаика, глиняный сосуд), а поведенческие особенности учащегося в процессе создания художественной работы, например, выбор изображаемого или создаваемого предмета, доминирующих цветов и их сочетания, сюжет рисунка, перемены в настроении и мотивации ученика на протяжении создания мозаики или картины, его собственная промежуточная и итоговая оценка самого себя.
Таким образом, в школе «Технологии обучения» арт-терапия – это один из самых необходимых, интересных и творческих методов психологической работы с особенными учениками. Искусство используется как возможность достижения положительных перемен в личностном, интеллектуальном, но главное – в эмоциональном становлении наших воспитанников. Арт-терапия способствует гармоничному развитию личности ребенка через креативное выражение собственного внутреннего мира и возникновению саморефлексии. Да и в целом творчество помогает отвлечься, отдохнуть, поверить в себя и взглянуть на привычные вещи под другим углом. А это никому не помешает!
Дарья ВАРЕНЦОВА, специалист по медиакоммуникациям школы «Технологии обучения»
Сообщение Сосуд любви появились сначала на Учительская газета.