Каждый сентябрь на занятия в школьную видеостудию «Интелвидео» рвутся пятиклассники, и каждый в душе – модный видеоблогер с миллионом подписчиков и баснословными (не по возрасту) доходами. Откуда такие амбиции? Некоторые заведения дополнительного образования так и завлекают, гляньте в Интернет, сколько там обещаний месяца через три из любого младенца сотворить кумира. Я же как руководитель студии стараюсь быть реалистичнее и отговариваю слишком ретивых.
Что может в современном медиапространстве пятиклассник, которого и в социальные сети не все родители пускают? Кривляться перед смартфоном? Распаковывать посылки? Мультфильмы – наиболее доступный этому возрасту жанр – мы не снимаем. Редко какой одаренный и увлеченный выпускник «началки» может самостоятельно написать сценарий телепередачи. Все сюжеты наших лучших фильмов вдохновлялись коллективной мыслью и рождались мучительными совместными правками долгими неделями. Так уж в нашей маленькой студии заведено, что мы учимся видеопроизводству, создавая.
Придумываем и снимаем телепрограммы и видеофильмы, а после разбираем ошибки. На отдельные занятия для дикторов или операторов нет ни времени, ни педагогов. Поэтому участь пятиклассника – путаться под ногами, набираясь опыта у старших. Не всем хватает терпения. Всем нужно прямо сейчас стать блогером. «Посмотрим, кто из вас останется к маю», – снова в сентябре подумала я и… взяла всех. Их оказалось около двадцати. Я не прогадала. Коронавирус помог.
Планируя работу видеостудии, я мечтаю, чтобы после первого обучающего года новички, объединившись в небольшие группы, могли самостоятельно выпускать тематические телепрограммы. За год им хорошо бы научиться азам: поведению перед камерой, правилам съемки и организации процесса, ознакомиться с монтажом и сценарным планом.
Плана мы и придерживались: в первом полугодии научились писать короткие подводки к новостям, не «целоваться» с микрофоном в кадре и не «заваливать горизонт». Выпустили первые телепрограммы и даже замахнулись на ток-шоу. Школьное сообщество отозвалось первыми лайками. Я рассказывала и показывала, объясняла и ругала, если кто-то подводил команду. Кино, как известно, коллективное творчество. Радовалась их первым продуманным самостоятельным идеям. Словом, все время была рядом с птенцами. И вдруг осталась одна. На самоизоляции. Аппаратура в школе, дети по домам, а кто и за сотни верст у бабушки. Что с собой? Смартфоны, идеи и едва усвоенные навыки, а главное – желание поделиться впечатлениями, сказать что-то важное своим одноклассникам, подписчикам и даже миру.
На первой же зум-планерке договорились, что будем обсуждать сценарии в мессенджере, снимать отдельными кадрами на смартфон, пересылать через облачные хранилища. Оговорюсь, что такая задача по плечу только ответственным и увлеченным. В нашей школе собираются самые любознательные, мотивированные ученики, которые настроены помогать друг другу, они быстро учатся ценить школьную атмосферу общения и взаимообогащения.
Расставаться со школой даже на выходные для многих нежелательно. Поэтому никто не обрадовался перспективе закончить учебный год в марте, хотя отсыпались, прогуливая первые уроки, перекусывали во время зум-конференций и гоняли котов мимо экранов все с огромным удовольствием. Потому-то наш студийный опыт неожиданного прорыва от банальных «видосов» до телеканала #ИнтСидитДома вряд ли может быть транслирован как образец педагогического успеха. Как нам удалось сорганизоваться на расстоянии – загадка. Стресс и недостаток общения помогли.
Раньше за час общего сбора мы успевали поприветствовать пятого опоздавшего, обменяться свежими эмоциями, поменяться стульями, повеселиться от шуток, но обсудить и спланировать грядущую съемку не успевали никак. Теперь же, ограниченные сорока минутами видеоконференции, мы научились успевать все! Новые видео мы публиковали на школьном видеоканале каждые два-три дня. Оказалось, что пятиклассники в медиа могут многое. До карантина эти навыки разменивались на суету и болтовню в Интернете.
Моя педагогика свелась к постановке цели. Я научилась формулировать задачу четко, объяснять действия поэтапно, править терпеливо, не критиковать жестко, хвалить бесконечно. Что тут нового, спросите? Разве это не основа профессии учителя? Новое то, что до дистанционной работы я относилась к своим подопечным, как к крепостным, извините за сравнение. Они обязаны приходить на занятия, учиться, сдавать зачеты. От меня зависит качество преподавания, а они зависят от меня. Теперь же я сама зависела от них. А они не были обязаны заниматься видеопроизводством, им бы уроки сделать. Что, если Соня никак не присылает озвучку, а сюжет смонтирован и его пора выкладывать? Ждать и радоваться, когда наконец прислала. Я и радовалась. Совместное творчество вдохновляло.
Коллеги тоже подтянулись. Кто-то из учителей пел колыбельную с экрана, а кто-то рассказывал о своем хобби. На канале выходило около десяти тематических программ. Паша в «Интернациональном карантине» рассказывал, как переживают изоляцию зарубежные ровесники, Кира в «Детской комнате» делилась советами, как ужиться с младшим братом, Соня учила готовить плов на всю семью, а Ксюша играла юмористические скетчи. Столько новых ведущих, но ни одного блогера!
Школьному сообществу открылись новые возможности. В видеоформате во время традиционной школьной библионочи можно было послушать не одну, а несколько книг. И столько участников проектной сессии, сколько слушали доклады одноклассников на разных кафедрах одновременно, не поместилось бы ни в один школьный класс. Наконец-то и родители могли участвовать во всех школьных событиях. И вы присоединяйтесь! Наш канал #ИнтСидитДома продолжает работать.
Елена ГУДКЕВИЧ, руководитель школьной студии «Интелвидео», учитель школы «Интеллектуал»
Сообщение Столько новых ведущих! появились сначала на Учительская газета.