Тема взаимодействия с родителями всегда на повестке дня любой образовательной организации. И Минпросвещения РФ сегодня неустанно призывает к активизации родительского участия в жизни школы или детского сада. Но как проводить эту работу эффективно и какие моменты важно учитывать? Эти и другие вопросы обсудили на семинаре «Государственно-общественное управление: родители и школа как часть петербургского сообщества», прошедшем на базе школы №707 Невского района.
Как заметила, открывая семинар, начальник Отдела образования Невского района Любовь Чалганская, каждая образовательная организация имеет свое лицо. И в каждой выстраиваются уникальные отношения и уникальные практики, касающиеся взаимоотношений с родительским коллективом. Сегодня родительское участие в жизни школы может быть реализовано в различных направлениях – от обсуждения дизайна рекреаций до контроля качества школьного питания. В то же время, чтобы принимать активное участие в школьной жизни, папам и мамам важно не только знать свою школу, но и иметь представление о системе образования района, региона в целом, о пути развития, в частности, петербургской школы. А управленцам и педагогам, чтобы вести конструктивный диалог, необходимо учитывать особенности родительского контингента. Например, Невский район перестает быть промышленным, меняется его социально-экономическое положение, и это не может не отражаться на составе и запросах родительского сообщества.
На взгляд специалистов Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, чтобы выстраивать работу с родителями, нужно прежде всего узнать, в качестве кого они видят свое участие, какую помощь могут оказывать в образовательном и воспитательном процессах. Недавно такой опрос был проведен, и его результаты оказались довольно любопытными.
Как рассказала проректор по научной работе СПб АППО доктор педагогических наук Ирина Гришина, в анкетировании приняли участие родители из 12 школ Невского района, то есть более 2600 респондентов. На вопрос, как часто они посещают школу, 28% родителей ответили, что 1-2 раза в четверть. Инициатива прихода родителей в школу чаще всего исходит от педагога, 47% родителей приходят в школу побеседовать с классным руководителем, 24% родителей вообще не посещают школу.
Свое участие в жизни школы почти 90% родителей видят в посещении… родительских собраний, более 50% – в сдаче денег на нужды класса, почти 40% – в проведении классных и внеклассных мероприятий. 3% родителей не принимают участия в жизни школы вообще.
На вопрос, что мешает включению родителей в учебный процесс ребенка, почти 60% пап и мам отметили отсутствие времени. 26% родителей считают, что ребенок не нуждается в их участии, почти 12% родителей сообщили, что ребенок против их участия в его школьной жизни. По мнению почти 10% респондентов, учеба – это дело школы, а не семьи. Более 50% родителей полностью удовлетворены степенью своего участия в учебном процессе ребенка. Это можно считать положительным моментом, хотя классные руководители должны отреагировать на сигнал о том, что возможности для включения родителей в школьную жизнь далеко не исчерпаны.
На вопрос, в каких органах школьного самоуправления они состояли, более 60% родителей не написали ничего. То есть для более чем половины пап и мам достаточно привести ребенка утром в школу, и все. Кроме того, довольно большое число родителей не выразили желания повлиять на деятельность школы. Например, 21% родителей ответили, что «нет такого желания», более 28% затруднились с ответом, а 29% признались: есть такое желание, но оно небольшое.
Отвечая на вопрос, на что они могут повлиять своим участием в школьной жизни, 40% родителей выделили «организацию досуга и спорта», 28% – «организацию питания», почти 38% затруднились ответить, а более 3% остались при убеждении, что к их мнению вообще не прислушаются.
Очень показательными стали ответы родителей на вопрос, откуда они черпают информацию о школьной жизни. Так, 75% респондентов поставили на первое место родительские собрания, 71% родителей узнают о школе от ребенка, почти 50% просматривают сайт школы, 45% общаются для этой цели с другими родителями. И только 1% родителей читают публичный отчет директора школы и отчет о самообследовании образовательной организации. То есть та отчетность, которая для каждой образовательной организации является обязательной и непреложной, для родителей не имеет ровным счетом никакого значения. Возможно, поэтому более 25% из них признались, что ничего не знают о достижениях школы и учеников; об условиях безопасности своих детей в школе в общих чертах знают 47%; те же 47%, также в общих чертах, имеют представление о квалификации учителей, обучающих их детей.
На взгляд специалистов СПб АППО, результаты опроса служат материалом для серьезного анализа и в то же время могут помочь административному и педагогическому коллективу понять, где и как логично использовать родительское участие. А у родителей, отвечавших на вопросы, также появляется возможность увидеть, где их усилия могут быть применимы.
Вообще, по мнению директора школы №707 Невского района Кермен Жемчуевой, и родителям, и педагогам нужно понять главное – вместе работать легче. 707‑я – новостройка, ей всего три года, у нее еще нет своего «характера», поэтому, чтобы его сформировать, нужна родительская помощь. Исходя из этого, в школе пошли путем организации совместных проектов.
Как пояснила Кермен Жемчуева, подавляющее большинство родителей заинтересованы в процессе обучения и воспитания своих детей, но они не знают, как начать взаимодействие со школой. Педагоги также относятся положительно к участию родителей в школьной жизни, но тоже не всегда понимают, как грамотно выстроить эти отношения. Поэтому появилась идея начать обучение родителей основам партнерства. Стали проводиться лектории, мастер-классы, конференции, праздники.
Идея обучения родителей возникла не на пустом месте. Многие из них учились в другой временной период, поэтому важно было показать, как дети учатся сейчас, что и как нужно требовать от детей при выполнении домашних заданий. По согласованию с учителем-предметником родители теперь могут посещать уроки.
Для пап и мам, а также дедушек и бабушек в школе №707 есть психологическое консультирование, работает киноклуб, проводятся интеллектуальные многоборья, спартакиады, творческие мастерские, экскурсии, где педагоги выступают гидами. Уже возникла идея создать общественное движение родителей.
Как считает Кермен Жемчуева, реальное партнерство в школе формируется тогда, когда каждый понимает выгоду не только для себя, но и для другого. При этом большую роль играет система информирования родителей: нужно на всех доступных ресурсах рассказывать папам и мамам, чем и как они могут быть полезны школе.
Директор школы №334 Невского района Наталья Нагайченко связала основную трудность в формировании общественно-государственного управления в сфере образования с пассивностью родителей. По ее мнению, линейная система управления школой устаревает. Более эффективной формой управления становится проектное управление с участием родителей.
Наталья Нагайченко старается объединить всех участников образовательного процесса общими делами. Например, проектом «Символика школы» были охвачены абсолютно все. В разных проектах родители выступают в разных ролях. Так, для разработки проекта школьной оранжереи потребовался дизайнерский опыт, и помощь родителей была бесценна. В проекте «Школьная теплица» родители выступили в роли экспериментаторов. В проекте «Раздельный мусор» они стали организаторами. В качестве аудиторов и дизайнеров их привлекли для ремонта школы. Многие из родителей участвуют в роли контролеров качественного питания на всех площадках школы.
В проекте ранней профориентации «Встреча без галстуков» также задействованы папы и мамы, которые рассказывают ребятам о своей работе. Включенность в школьную жизнь способствовала тому, что родители также инициировали сетевое взаимодействие с рядом петербургских вузов.
Как заметила Наталья Нагайченко, школа не может быть закрытым пространством. В мире информационной открытости образовательной организации жить без взаимодействия с семьей бессмысленно. Принцип проектного управления помогает большинству родителей включиться в жизнь школы и направить свою энергию в том направлении, которое им ближе, а для школы это становится прекрасной возможностью развиваться и двигаться вперед.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Сообщение Только вместе! Невозможно развивать школу без помощи родителей появились сначала на Учительская газета.