В 1987 году писатель Альберт Лиханов основал Советский детский фонд имени В.И.Ленина, филиалы которого возникли в каждом регионе СССР. Именно его сотрудники и волонтеры одними из первых бросились на помощь детям Чернобыля и Спитака, создали группу поиска потерявшихся детей «Надежда», благодаря которой более 500 человек нашли своих родных, совершили Всесоюзный медицинский десант по спасению детских жизней в Средней Азии, реализовали проект «Дар жизни», в результате которого в лучших клиниках мира были прооперированы 1200 детей. Старейшая и крупнейшая в стране благотворительная организация действует и сейчас, только теперь под именем Российского детского фонда.
Омским отделением РДФ с 2015 года руководит Ольга Мосеева, за плечами у которой многолетний педагогический опыт: начинала учителем, работала заместителем, а потом директором гимназии, заведующей роно, занимала ответственный пост в Министерстве образования и педагогическом университете. Никогда не была типичным чиновником, курировала социальные проекты, отвечала за развитие образования. В фонд пришла уже пенсионеркой. На то была и личная причина: во втором браке вместе с мужем они воспитывали четверых детей – его и ее. Одна из дочерей – инвалид 1‑й группы с диагнозом ДЦП. Когда семьи объединились, Ольга Николаевна приобрела не только личный опыт, но и понимание необходимости государственной и общественной поддержки особых детей.
Общественная деятельность достатка не прибавляет: фонд существует преимущественно на конкурсные гранты, которые и выиграть непросто, и вложить в них хочется побольше. Так что на оплате своего труда приходится экономить. Зато все это приносит моральное и профессиональное удовлетворение, ведь разработать проект, написать сценарий праздника, провести детский конкурс, круглый стол – именно то, что Мосеева любит. А видеть счастливые лица тех, кому удалось помочь, получать слова благодарности – настоящая радость.
– Мы команда взрослых, действующих в интересах детей, – рассказывает Ольга Николаевна. – Помогаем семьям, сиротам и детям с ОВЗ или находящимся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении. Одно из ведущих направлений нашей деятельности – пропаганда семейных ценностей и осознанного родительства. Проводим волонтерские акции, тематические панельные дискуссии, просветительские семинары, публичные лекции. Издаем немало брошюр для родителей, педагогов, социальных работников, сотрудников общественных организаций: «Семейные ценности в вопросах и ответах», «Формирование семейных ценностей в семье и организациях социальной сферы», «Профилактика социального сиротства». Даже книжечку со сценариями дворовых и почти позабытых игр разработали и раздали детям и взрослым. Находим лучшие семьи – прочные, дружные, какими они и должны быть, и вместе с творческим объединением «Твое кино» снимаем о них передачи, фильмы, ролики, которые размещаем в социальных сетях, на сайте и на YouTube. К сожалению, многие СМИ нам не союзники в этом. Скажу больше, это они во многом повинны в том, что у молодежи формируется нежелание создавать крепкие семьи. Я надеялась, что, когда будет принята статья Конституции о семейных ценностях, уйдут в прошлое публикации и передачи, где родственники без конца выясняют отношения друг с другом. Стандартный образ сотрудницы опеки (толстой злобной тетки со стеклянными глазами, у которой одна задача – отобрать ребенка) тоже «заслуга» СМИ. А я вижу другое: искренне переживающих людей, которые пытаются помочь детям и в будни, и в праздники. Наверное, бывают там и люди со стеклянными глазами, но их быстро вымывает из системы.
Трудные пандемийные годы принесли фонду несколько конкурсных побед: благотворительная программа «Крепкая семья – счастливые дети» и проект «Сила слабых: вклад женщин-омичек в Великую Победу» получили региональную поддержку, проекты «Центр общественной поддержки семьи и семейных ценностей» и «Поможем самым незащищенным» – федеральную. Проект по поддержке пострадавших от пандемии Омское отделение РДФ разработало, когда Фонд президентских грантов объявил внеочередной конкурс. Открыли пункт приема-выдачи благотворительной помощи – детская одежда, книги, игрушки. Запустили бессрочную акцию «Из добрых рук». За счет гранта 150 детям подарили планшеты для дистанционного обучения, наборы канцтоваров. Еще 150 детей накануне каникул получили настольные развивающие игры.
Собирать деньги с людей Ольга Николаевна не считает нужным. И хотя по закону 20 процентов из собранного фонд имеет право оставить себе, она предпочитает работать по проектам, в которых львиная доля средств уходит на проведение мероприятий, помощь нуждающимся, а не на содержание отделения. Благо команда у нее подобралась такая же неравнодушная. В волонтерах недостатка нет – это студенты Омского государственного педагогического университета, Авиационного колледжа и «серебряные» волонтеры, как правило, бывшие педагоги. Из социальных партнеров одни достались Мосеевой «по наследству», с другими работала прежде, третьих, четвертых, пятых привлекла, став председателем фонда. Среди них министерства образования и социального развития, вузы, школы, социальные организации, областная библиотека для детей и юношества, Дворец культуры «Сибиряк», Центр поддержки семьи, отделение Союза женщин России и областной Совет по делам многодетных семей. Помогают спонсоры – компания «Транснефть – Западная Сибирь», ВТБ-банк и другие. В 2015 году фонд выступил инициатором проведения регионального конкурса «Благотворитель года», на котором чествуют предприятия, организации и просто неравнодушных омичей, оказавших поддержку тем, кому трудно.
Теперь конкурс стал ежегодным.
– Я пришла в уже сложившийся коллектив со своими традициями и наработками, – говорит Ольга Николаевна. – До меня руководителем была Татьяна Николаева, к тому времени вместе с мужем воспитавшая кроме троих собственных еще 47 приемных детей. Очень хорошо была поставлена работа с приемными, опекунскими семьями. Конечно, мы стали это направление и дальше развивать, тем более что Татьяна Евгеньевна осталась в фонде.
Главное, что привнесла я как системный человек, – комплексный подход к профилактике социального сиротства, которое встречается чаще всего. У нас одно поколение родителей практически потеряно – в 90‑е годы мамы и папы были заняты вопросами выживания, а дети росли сами по себе. Сейчас они сами становятся родителями, и, увы, часто такими же. И тут важна именно системность: совместные усилия государства, общественности, науки. Нужно повышать грамотность родителей, которых мало кто учит быть папами и мамами, предпринимать меры, которые позволяют семье чувствовать себя единым целым. Потому-то мы и проводим семейные форумы и спартакиады, фестивали семейного творчества, конкурсы «Горжусь своей семьей», творческие встречи «Секреты семейного счастья», организуем массовые праздники с награждением лучших семей. По нашей инициативе сотрудники кафедры социальной педагогики и социальной работы ОмГПУ разработали три программы: обучения родителей продуктивному взаимодействию с детьми, профилактики жестокого обращения и профилактики подростковых суицидов. По ним мы работаем не только с родителями, но и с психологами, социальными педагогами, замами по воспитательной работе, они в свою очередь делятся полученными знаниями с коллегами, проводят занятия для родителей.
Один из самых успешных и актуальных проектов – «Школа жизни». Двенадцать лучших приемных семей целый год проводили для старших детей из школ-интернатов и детдомов практические занятия по важным для вступления во взрослую жизнь направлениям: «Хранительница семейного очага», «Мужские руки в домашнем хозяйстве», «Секреты семейного бюджета», «Человек в большом городе».
– Проект очень важный, потому что дети, которые выходят из школ-интернатов и детских домов, часто не социализированы, – объясняет Ольга Николаевна. – И это не вина школ-интернатов и детских домов. Просто есть теория, а есть реальная жизнь. Сколько ни стучи пальцами по столу, играть на фортепиано не научишься. Мамы не только рассказывали, но и показывали прямо на месте, как готовить, убирать, стирать, гладить, ухаживать за комнатными растениями. Папы – как отремонтировать табуретку, перекрыть текущий кран, исправить розетку, работать со столярными и электроинструментами. За год провели 120 практических занятий.
Школа состоялась во многом благодаря социальным партнерам. Дизайн-студия «Профессионал плюс» обучила 18 групп девочек грамотно и экономно ухаживать за собой. Сообщество приемных семей «Гавань надежды» проводило не только практические занятия, но и открытые семейные праздники, показывающие сиротам пример добрых отношений в семье, педагоги-психологи педагогического университета оказывали профессиональную консультационную поддержку детям и взрослым. Магазин «Ашан» провел для участников проекта дни потребительской культуры с интересными познавательно-игровыми квестами. Творческое объединение «Твое кино» подготовило передачи «Семейные ценности» о приемных родителях, успешных выпускниках и судьбах детей-сирот. Центр поддержки семьи разработал и издал брошюру «На пороге самостоятельной жизни» с полезными советами, рекомендациями, ссылками на законы, адресами социальных служб. Заключительным мероприятием проекта стал двухдневный областной Форум приемных семей и организаций для детей-сирот под девизом «Не бывает чужих детей!», который поддержали и официальные структуры.
Впрочем, проект, рассчитанный до конца 2019 года, так и не закончился, и сегодня, и завтра, и в любой день можно прийти в Омское отделение фонда на консультацию к юристу, педагогу-психологу, получить поддержку и вещевую помощь. А с февраля 2022 года начался пятый проект Омского отделения РДФ «Предотвратить вторичное сиротство – предотвратить детскую трагедию», который он будет осуществлять под крылом Фонда президентских грантов.
В Омской области вопрос о возвратах детей из приемных или опекунских семей стоит остро. Если в 2020 году был возвращен 51 ребенок, то в 2021-м таких «возвращенцев» было более 100. Достаточно велика и так называемая группа риска по возвратам детей – около 400 замещающих семей.
– Есть объективные причины возвратов: смерть или болезнь опекуна, резкое ухудшение материального положения семьи, серьезное заболевание ребенка, требующее помещения его в специализированное учреждение, – рассказывает Ольга Николаевна. – Но есть и причины, с которыми можно и нужно работать. Это идеализированные ожидания родителей, нехватка знаний об особенностях детей, эмоциональное выгорание, кризис переходного возраста. Поддержав семьи, наш проект должен снизить риски вторичного сиротства. Ведь, как правило, это родственные семьи – тети, дяди, бабушки, дедушки, которые взяли детей из чувства долга, но не имеют должной грамотности в воспитании детей. Конечно, мы будем не подменять, а лишь дополнять ту огромную работу, которую делают органы опеки и Центр поддержки семьи, быть с ними в связке. С опекунами и опекаемыми детьми будут работать группа фондовских психологов-консультантов и детский психотерапевт, ведь в подростковом возрасте бывают проблемы на грани психологии и психиатрии. На мой взгляд, кровные родственники лучше для ребенка, потерявшего семью. А если им еще и помочь! В том числе на основе принципа «равный помогает равному». Поэтому наставники из числа приемных родителей с большим опытом, которые работали в проекте «Школа жизни», окажут опекунским семьям бытовую и консультативную помощь, эмоционально их поддержат. Проведем серию благотворительных акций в пользу замещающих семей. Запланировали наполнить различными тренингами, квестами, творческими делами День замещающей семьи в оздоровительном лагере «Лесная поляна», а в День защиты детей – устроить большой семейный праздник. Я уверена, помощь семье должна быть не только материальной.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Омск
Сообщение Уроки родительства появились сначала на Учительская газета.