Нужен ли в России уполномоченный по правам учителей? — Свежие новости

Нужен ли в России уполномоченный по правам учителей?

В Санкт-Петербурге разгорелся громкий скандал из-за поста, опубликованного в одной из социальных сетей педагогом 168‑й гимназии Серафимой Сапрыкиной. Учитель написала, что ей «приказали уволиться» из-за чтения с десятиклас­сниками стихов Александра Введенского и Даниила Хармса. Педагог утверждает, что директор школы якобы назвала поэтов «врагами народа». Директор и городские власти данный факт отрицают.

Инцидент вызвал широкий общественный резонанс.[1]

На фоне этих событий заместитель председателя Государственной Думы РФ Борис Чернышов предложил учредить должность уполномоченного по правам учителей в Российской Федерации, отмечая, что в настоящее время педагогическое сообщество оказалось беззащитным перед регалиями современной жизни.

В этой связи следует отметить ряд социально-трудовых аспектов, имеющихся в действующем законодательстве Российской Федерации.

В первую очередь Конституция Российской Федерации (ст. 30), гарантируя право на объединение, особо выделяет право граждан создавать профессиональные союзы для защиты своих социально-трудовых прав и интересов.

Право на объединение в профсоюзы, укрепление их правового положения является характерной особенностью демократического общества и важнейшей гарантией трудовых прав и интересов работников. Правовому статусу профессиональных союзов, их правам и гарантиям деятельности по защите и представительству законных прав и интересов работников, а также праву на объединение граждан в профсоюзы в международных документах уделяется особое внимание[2].

Трудовое законодательство Российской Федерации рассматривает право на объединение граждан в профсоюзы как одно из основных трудовых прав работника (ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации), а обеспечение этого права – как один из основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ).

Кроме того, правовое положение профессиональных союзов закреплено в специальном Федеральном законе от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (далее -Закон о профсоюзах), в соответствии с которым профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Так, в частности, Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации – общероссийская, добровольная, общественная, самоуправляемая, некоммерческая корпоративная организация, объединяющая членов профсоюза – работников, связанных общими профессиональными, социальными и трудовыми интересами по роду их деятельности в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органах, осуществляющих управление в сфере образования, иных организациях сферы образования и науки, и обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (ст. 1 Устава профсоюза, утв. учредительным съездом 27.09.1990, в ред. от 14.10.2020).

Одной из основных целей деятельности Общероссийского Профсоюза образования является представительство и защита индивидуальных и коллективных социальных, трудовых, профессиональных прав и интересов членов профсоюза (ст. 3 Устава профсоюза).

Таким образом, право работников на объединение в профессиональные союзы для защиты трудовых прав, свобод и законных интересов, установленное Конституцией Российской Федерации, международным правовыми актами и международными договорами, законодатель реализовал в законе о профсоюзах, ТК РФ главным образом путем установления дополнительных гарантий деятельности профсоюзных организаций (см. гл. 58 ТК РФ).

Кроме того, в соответствии со статьей 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) одним из основных прав и свобод педагогических работников является право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, которая создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45 Закона об образовании).

Для реализации указанного права педагогического работника, а также в целях создания оптимальных условий для урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам нарушения ими локальных нормативных актов, устанавливающих требования к обучающимся, объем, содержание и планируемые результаты образования, формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации, нормы профессиональной этики педагогических работников и прочее, Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования подготовили примерное положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (письмо Минпросвещения России №ВБ‑107/08, Общероссийского Профсоюза образования №ВБ-107/08/634 от 19.11.2019 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»).

письмо Минпросвещения России №ВБ-107/08, Общероссийского Профсоюза образования №ВБ-107/08/634 от 19.11.2019 «О примерном положении о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»).

Также одним из общепризнанных прав человека в сфере труда является право на защиту, правовые способы которой предусмотрены ТК РФ: защита государственными органами, осуществляющими контроль и надзор (прокуратура, инспекция труда и прочее); органами судебной власти (судебная защита).

В частности, согласно части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. В силу статьи 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Суд является одним из органов по разрешению индивидуальных трудовых споров (ст. 382 ТК РФ). Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется ТК РФ, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и иными федеральными законами (ч. 1 ст. 383 ТК РФ).

Следует также отметить, что перечисленные институты являются общегражданскими механизмами защиты прав граждан (судебная защита), общественным институтом для защиты прав и интересов в сфере труда работников, объединяющихся по профессиональному признаку (профсоюз), а также специальным общественным медиативным органом по рассмотрению конфликтов в соответствующей сфере профессиональной деятельности (комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений).

Одновременно существует должность уполномоченного в качестве дополнительного механизма защиты, предусмотренного международными нормами права, а также в развитие конституционного принципа на защиту общегражданских прав и законных интересов человека и гражданина.

Так, в частности, должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 1 Федерального конституционного закона от 26.02.1997 №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

То есть указанный институт представляет собой общегражданский механизм обеспечения конституционных гарантий каждого человека и гражданина.

Также Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь (Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

В этой связи деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 №501-ФЗ «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации»).

Таким образом, деятельность Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации обусловлена исключительно уязвимостью субъекта, чьи гарантии обеспечивает данное должностное лицо.

В этой связи введение должности уполномоченного по правам учителей в Российской Федерации не только не предусмотрено международными правовыми нормами, трудовым законодательством Российской Федерации, но и создаст дискриминацию работников остальных видов экономический деятельности (например, работники здравоохранения, культуры, угольщики, шахтеры, работники социальных сфер обслуживания и прочее), включая дискриминацию работников сферы образования, которые не являются учителями.

Таким образом, полагаем, что введение должности уполномоченного по правам учителей приведет к нивелированию действующих институтов защиты, а также будет противоречить действующему законодательству в части нарушения права граждан на объединение, гарантированное им законодательством Российской Федерации (в первую очередь Конституцией Российской Федерации), а также международными правовыми актами, международными договорами.

Действующее законодательство Российской Федерации в полной мере регулирует и обеспечивает защиту прав и законных интересов педагогических работников в сфере труда.

Таким образом, введение должности уполномоченного по правам учителей в Российской Федерации является избыточным с точки зрения существующего правового регулирования.

Следует отметить, что возникновение ситуаций, связанных с нарушением прав и интересов педагогических работников, вызвано не отсутствием какого-либо дополнительного механизма защиты, а злоупотреблением правом со стороны работодателя, а также других участников образовательных отношений, что в свою очередь требует правового просвещения и активной совместной работы профсоюзного актива с членами профсоюза.

Галина РОЖКО, заведующая правовым отделом – главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского Профсоюза образования, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры гражданского процесса и социальных отраслей права Московского гуманитарного университета

 

Прямая речь

Михаил АВДЕЕНКО, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования:

– Я не вижу никакой необходимости в учреждении новой должности. Давайте зададим вопрос: а есть ли в образовательном учреждении, где произошел тот или иной инцидент, первичная профсоюзная организация и состоит ли в ней педагог, права которого нарушены? Если да, обращался ли он за помощью в профсоюз? Наш профсоюз объединяет более 70 тысяч первичных организаций, работающих в учреждениях образования. Профсоюзный лидер каждой из них, по сути, уполномочен защищать права работников образования.

При возникновении конфликта между учителем и администрацией школы мы стараемся использовать все возможные процедуры досудебного разбирательства, чтобы урегулировать его на стадии зарождения. Но если дело доходит до суда, напомню, наш профсоюз оказывает правовую помощь своим членам. Подтверждение тому – тысячи выигранных дел в пользу работников образования ежегодно. Может ли один новый уполномоченный выполнить такой объем работы?

Не стоит забывать и о возможности обращения в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, действующую в образовательной организации. Статус и полномочия этого общественного органа закреплены в Федеральном законе «Об образовании в РФ».

Я считаю, что новый институт уполномоченного не решит проблемы педагогов, а скорее приведет к еще большей путанице в сознании учителя, которому будет сложнее выбрать правильный формат своей защиты при нарушении социально-трудовых и гражданских прав. Может получиться как в известной пословице «У семи нянек дитя без глазу».

 

[1]    BBC NEWS. Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-60287504.

[2]    Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (п. 4 ст. 23); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. (п. 1 ст. 8); Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 22); Европейская социальная хартия (ст. 5); Конвенция МОТ №87 «О свободе ассоциации и защите прав на организацию» 1948 г; Конвенция МОТ №98 «О применении принципов права на организацию и ведение коллективных переговоров» 1949 г. и др.

 

Сообщение Нужен ли в России уполномоченный по правам учителей? появились сначала на Учительская газета.

Предыдущая новость Врач рассказал, от чего зависит реакция организма на бустерную прививку
Следующая новость Грант в помощь