Третий год подряд я встречаю пятиклашек, пожалуй, самым неожиданным и немного страшным уроком литературы. 1 сентября никто из них не ожидает получить стихотворение, состоящее из одной строчной буквы «а». Я даю им несколько минут на подготовку выразительного чтения и торжественно спрашиваю, кто прочтет. Ребята растерянно переглядываются: возможно, именно их экземпляр не пропечатал принтер… Но у всего класса на абсолютно чистом листе бесстыдно присутствует лишь одна буква «а».
А виной тому поэт Геннадий Айги, который 21 февраля 1982 года написал стихотворение «Спокойствие гласного». К слову, интерпретаций его множество: от символического изображения «первого мига творения» мира до визуальной игры с пространством. Ребята получают задание – придумать название этому стихотворению. И здесь начинается сотворчество: «Б», «Начало», «Вдохновение», «Надо подумать», «Тишина», «Сейчас начнется»… Сколько проницательных заголовков предлагают пятиклассники, чувствуя, что приблизились к чему-то новому и сакральному!
Однако это приближение не всегда приносит счастье школьникам, особенно когда им пятнадцать и все в них бунтует против классики. Даже тема литературных пародий, которую любой учитель литературы считает козырем в непростой игре за «приобщение к великому», может не сработать. В 2016 году на уроке по «Колыбельной песне» Н.А.Некрасова дети были убеждены, что Лермонтов будет единственным, кого их попросят вспомнить. Но 2016 год дал еще одну «Колыбельную», которую несколько ребят уже давно добавили в плейлисты и даже выучили. Это «Колыбельная» Оксимирона (кстати, вполне цензурная), чья популярность в 2016‑м была соизмерима с популярностью Некрасова в 1850‑е гг. В современной «Колыбельной» «устал и истощился вечер» и «чернила накрывают крыши». Никогда еще разговор о средствах выразительности и прочих поэтических приемах не был таким свободным, естественным, как на том уроке. К художественному анализу подключились даже те, кто обычно занимается вычислением оставшихся до звонка минут.
Когда-нибудь нанотехнологии будут настолько приближены к школьной повседневности, что на уроках литературы о жизни и творчестве писателей будут рассказывать они сами, то есть их 3D-проекции или бионические роботы. Но пока перед словесниками стоит крайне сложная задача – познакомить ребенка с классиком. Не пыльным и надменно забронзовевшим, а живым. В интернет-блогах, посвященных литературе, можно часто услышать фразу: «Об этом не говорят в школе». Разочаруем: на современных уроках литературы уже давно обо всем говорят, и это приносит огромное счастье как детям и учителям, так и родителям. Ведь именно с ними своими живыми литературными открытиями делятся ребята. Вот молодой Гоголь. Он любит цветные шейные платки и сам их себе шьет. Еще он мечтает о пышных волосах, но за неимением оных носит парик не по размеру. Из-под парика торчит вата, отчего Николаю Васильевичу становится неловко. Далее вы непременно расскажете много благородного и возвышенного о Гоголе, но дайте насладиться его земным обликом. Ведь к неземному простой пятиклассник просто испугается подойти.
Десятиклассникам бывает скучно читать роман «Отцы и дети». Кого-то мотивирует безусловная полезность этой книги при написании итогового сочинения (тут все средства хороши), а кого-то – фото дивана… Дивана, на котором Л.Н.Толстой, будучи в гостях у Тургенева в Спасском-Лутовинове, читал «Отцов и детей» и уснул.
Счастье приносит любая бытовая мелочь, окружавшая гениев. Знакомясь с ней, мы делам шедевры литературы роднее. Поэтому я начинаю уроки по Пушкину не с портрета Тропинина, а с фотографии куста барбариса в Тригорском, в котором Александр Сергеевич любил прятаться, а потом выпрыгивать в самый неподходящий момент.
Однажды меня шокировал вопрос пятиклассника:
– А сейчас тоже есть живые писатели?
Я начала судорожно перечислять фамилии современных авторов (в растерянности назвала пятикласснику «Лавра» Евгения Водолазкина и «Обитель» Захара Прилепина). Несколько следующих недель мы читали «Вафельное сердце» Марии Парр, сборник рассказов «Волки на парашютах» Аси Петровой, «Чудо» Ракель Паласио и «Всего одиннадцать» Виктории Ледерман. Ребята были в восторге от того, как живо в них откликнулось все прочитанное. Знаю, что на Новый год многие заказали родителям эти книги, чтобы дочитать. Излишне говорить о том, почему нужно читать современную литературу, которой бывает так мало в школьной программе. И от возможности «вручать» новых живых авторов детям испытываешь не менее живое счастье. Возможно, скоро они это забудут, но, как пел Цой, главное – «я посадил дерево».
Кристина ДАВЫДОВА, учитель русского языка и литературы образовательного комплекса «Юго-Запад»
Сообщение Я посадил дерево появились сначала на Учительская газета.