Женский код Кавказа — Свежие новости

Женский код Кавказа

Одна из легенд Дагестана рассказывает о смекалке Ибрагим-хана, правителя Дербента в далекие времена. Когда к крепости с одной стороны приблизился завоеватель Тамерлан (Тимур, прозвище Тимур Хромой), а с другой – Тохтамыш, Ибрагим-хан хорошо осознавал, что не сможет сохранить себя и своих подданных от грозных завоевателей. Оценив ситуацию и силу Тамерлана, решил выдвинуться ему навстречу, но не с вой­ском, а с щедрыми подарками. Число «7» – магическая цифра у жителей Великой Степи. Об этом знал и Ибрагим-хан. Он приготовил семь верблюдов, на которых посадил семь красивых наложниц, к каждому двугорбому он прикрепил по тюку золота и бурдюку кумыса. Каждого верблюда вел раб, но их было шесть. Грозный Тамерлан возмутился: «Где седьмой раб?» «Седьмой раб – это я», – ответил правитель Дербента. Завоеватель Тимур был польщен таким оригинальным ответом, пощадил город и жителей, а Ибрагим-хана сделал своим полководцем и правителем Ширвана. Так город Дербент благодаря смекалке и дипломатии Ибрагим-хана сохранил свою архитектуру.

Педагогический PROпуск

Региональный клуб «Учитель года» подготовил обширную программу, которая была призвана обратить внимание на главные задачи современного образования – повышение его качества и престижа профессии учителя. Активными участниками стали уже практикующие учителя и студенты, будущие педагоги.

Второй республиканский форум «Педагогический PROпуск. Учитель будущего» в Махачкале начался с прекрасных мастер-классов. В их числе:

– «Метапредметность как основа современного урока». Лариса Гивиевна Арачашвили, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019;

– «Функциональная грамотность». Антон Васильевич Гомозов, директор МБОУ «Лицей №1 имени М.В.Ло­моносова» г. Орла, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020;

– «Искусство Цуцуми. Как из выступления сделать событие». Мария Евгеньевна Ахапкина, учитель английского языка гимназии «Пущино», победитель конкурса «Учитель года России»-2015;

– «Окна и табло образования». Юлия Александровна Капалкина, учитель математики МКОУ «СОШ №1 имени В.П.Леонова» ст. Зеленчукской, лауреат конкурса «Учитель года»-2018.

Находки, интересные приемы, занимательные примеры, личный опыт спикеров дали возможность погрузиться в атмосферу профессионального творения, где нет места скуке, бессмысленным контрольным и отрицательному отношению к изучаемому предмету. Образно выражаясь словами Расула Гамзатова:

Я ходить научился, чтоб к тебе приходить.
Говорить научился, чтоб с тобой говорить.
Я цветы полюбил, чтоб тебе их дарить,
Я тебя полюбил, чтобы жизнь полюбить.

В актовом зале исторического парка «Россия – моя история» аншлаг. На форум педагогических мастерских учителей года Республики Дагестан «Педагогический PROстор» собрались учителя, педагоги, воспитатели со всех уголков Дагестана. Изюминкой дня стали мастер-классы от абсолютных победителей конкурса «Учитель года России».

Алихан Динаев, народный учитель Чеченской Республики, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018, выступил с TED-лекцией «Как улучшить психологическую атмосферу в классе?». Основываясь на исследовательском материале, Алихан Мавладиевич подвел слушателей к основам успеха учеников и высокого качества знаний. Они просты: эффективная диагностика, локальные шутки или шутки для своих, классные традиции, правильная похвала, объективность оценивания, постоянная обратная связь, помощь родителям и их помощь вам. Рецепт прост: счастливый учитель – счастливые ученики.

На мастер-классе Ларисы Арачашвили, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2019, «Воспитанный ребенок, какой он?» мы познакомились с персонажем повести Юрия Вяземского «Шут». На его примере вывели правило воспитания: необходимость уважительного отношения к другим. Мы воспитываем своими делами, примерами и поступками. Воспитание не равно культуре поведения.

«Главное в хорошем выступлении – не стремиться сделать хорошее выступление» – так начала свой мастер-класс Мария Ахапкина, учитель английского языка гимназии «Пущино». Маша филигранно показала, как детские мечты могут стать частью профессии и дала важные советы: держи баланс, равновесие; обрети храбрость, имей свою точку зрения; побори в себе страх изобретателя велосипеда; будь заботливым, полезным и честным; поставь перед собой цель и прокачай мозги.

Матрица образовательного пространства

Во второй половине дня на нескольких образовательных площадках прошли встречи учителей, где можно было осуществить обмен опытом, состоялся разговор на самые актуальные и злободневные темы современного образования. На площадке в Технопарке универсальных педагогических компетенций ДГПУ собрались учителя физики и математики. Юлия Капалкина, учитель математики школы №1 имени В.П.Леонова, выступила с мастер-классом «Окна и табло образования». О навыках прошлого для учителя будущего поведала Егана Курбанова, отличник образования Республики Дагестан, учитель математики лицея №22 г. Махачкалы, призер конкурса «Учитель года Дагестана»-2021. На базе каспийской гимназии №11 провел мастер-класс «Программирование для всех: метакомпетенция XXI века» Магомедшапи Дибиров, почетный работник воспитания и просвещения РФ, отличник образования РД, директор гимназии №11 г. Кас­пийска, победитель конкурса «Учитель года Дагестана»-2010.

В школе №13 г. Каспийска выступила Альбина Аюбова, заведующая кафедрой начального образования АНОО «Дом знаний», председатель ДРОО «Учитель года», финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018. Темой ее выступления стала «Матрица в образовательном пространстве». Еще на семи площадках прошли встречи и общение педагогов форума. Примечательно, что в рамках мероприятия выступили будущие педагоги – студенты педагогических факультетов Дагестанского государственного педагогического университета. Особо запомнилось выступление студента 5‑го курса физико-математического факультета Эйваза Эльдарова, посвященное альтернативным источникам энергии.

Третий день форума был посвящен мультимедийным и цифровым образовательным ресурсам. Лариса Арачашвили подробно рассказала о различных образовательных платформах и цифровых инструментах, которые помогают эффективно реализовывать все авторские задумки. На ее мастер-классе «Цифра» в помощь, или Могу, умею, практикую» участники ознакомились с новыми образовательными практиками использования мультимедийных инструментов. Лариса Гивиевна показала простоту, разнообразие и универсальность ресурсов. И, на мой взгляд, самое важное, как с помощью всего этого многообразия облегчить свою работу, сэкономить время и вовлечь школьников, создать эмоциональную реакцию и эффективно проводить обратную связь.

Антон Гомозов, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020, рассказал, как можно, используя простые приемы аудио- и видеолизации, учить историей. Его главным тезисом стала фраза: «Цифровые технологии – критерии будущего».

Удивил своей полнотой и многогранностью мастер-класс для учителей истории «Код горянки» Сакинат Шапиевой, призера регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года Республики Дагестан»-2013. Сакинат Идрисовна показала красоту Дагестана, его многообразие, культурные традиции народностей. Используя национальный колорит и индивидуальность, а также возможности исторического парка «Россия – моя история», мы побывали в селении Рахата, где традиционно изготавливают кавказские бурки, ознакомились с удивительными и важными качествами бурки и ее миссией при похищении невесты, переместились в селение Кубачи и узнали еще об одном народном промысле Дагестана, о важных деталях и узорах, которые украшают ювелирные изделия и делают их оберегами.

В селении Балхар изготовлением изделий из глины традиционно занимались исключительно женщины, поэтому и в жены брали девушек с самым большим размером ноги. Кайтагская вышивка – это, пожалуй, самое загадочное ремесло Дагестана, недаром ее сравнивают с полотнами европейских художников-авангардистов. Мы совершили небольшое путешествие вместе с настоящей горянкой, которая поведала нам о главном – о женском коде, который у народов Кавказа ассоциируется с душой дома и передается из поколения в поколение.

Завершился наш день посещением уникального образовательного учреждения «Дом знаний». В этих стенах, если можно так назвать онлайн-школу, обучаются ребята из тридцати регионов России и семнадцати регионов мира. Директор школы Халипа Юсупович Тагиров рассказал о перспективах развития онлайн-школы.

Город трех религий

Особенным подарком для участников форума стало посещение удивительного старинного Дербента. Когда судьба дарит тебе открытие – это великое благо! Так и этот древний город, насчитывающий историю в 5000 лет, подарил немало находок. Крепость Нарын-Кала начала строиться в V веке до нашей эры (на самом деле дата очень приблизительная).

Настоящая сенсация – это открытие первого христианского храма на территории России (гипотеза). В крепости есть крестовое водохранилище, но если внимательно присмотреться, то можно увидеть структуру древнего христианского храма, построенного по всем канонам того времени. Аналогичные строения можно встретить в Оланском городище и в Республике Армения. Только вот возраст этого сооружения впечатляет – 1600 лет! Некоторые исследователи утверждают, что это крестово-купольный подземный храм времен Кавказской Албании. Другие говорят о том, что эту христианскую реликвию один из правителей закопал в прямом смысле этого слова, так как уничтожать религиозные сооружения чужой веры было запрещено.

Второе открытие связано с цифрой «7». Крепость окружена тайнами и легендами. Семь ворот, семь ключей, семь верблюдов и наложниц спасли крепость от уничтожения, семь углов, семь главных правителей! На территории Нарын-Калы можно было построить ровно семь пирамид Хеопса.

Третье – город трех религий.

Четвертое – вино, которое начали делать в этом регионе по приказу Петра I.

Пятое – акведуки и современные технологии обогрева пола!

Шестое – это легенды и мифы крепости. Вот только названия: «Белый падишах», «Позорные ворота», «Кувшин с золотом», «Женщина-правитель».

Но главным, седьмым, открытием форума для меня стали люди. Сердечную благодарность хотелось бы выразить Эльвире Сайпуевой, учредителю и мегадвижущей силе клубного учительского движения Республики Дагестан, и Альбине Аюбовой, руководителю клуба «Учитель года Дагестана». Земля предков передала этим прекрасным женщинам дух… настоящих горцев. О них так написал Расул Гамзатов: «Главное правило горцев: продай поле и дом, потеряй все имущество, но не продавай и не теряй в себе человека».

Андрей СЁМКЕ, заслуженный учитель Кубани, учитель физики и астрономии, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2000, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Мужская профессия»

Сообщение Женский код Кавказа появились сначала на Учительская газета.

Предыдущая новость Большой хоккей. Дети из Донбасса побывали на домашнем матче ЦСКА
Следующая новость От печали до радости…