Каждый учебный год привносит в работу учителя какие-то новшества, и 2022-2023 учебный год не стал исключением. Первым открытием стали «Разговоры о важном», которые для меня как для учителя русского языка и литературы послужили отдушиной, ведь благодаря им ребята поближе познакомились с Сергеем Михалковым, Константином Станиславским и другими деятелями русской культуры и науки.
Новшество второе – поднятие флага по утрам. Меня это мероприятие окунуло в мое октябрятско-пионерское детство, напомнило время, когда я была секретарем комсомольской организации школы, когда мы собирались на торжественные линейки, были идейными, верили в светлое будущее и могущество нашей страны. Поднятие флага и исполнение гимна пришлись по душе практически всем ребятам, помогли им почувствовать себя частью чего-то важного.
Новшества третье, четвертое и пятое мне ближе, так как они непосредственно связаны с преподаваемыми мной предметами.
Итак, в конце августа 2022 года мы узнали, что не будет уже привычных нам пяти направлений тем итогового сочинения, а будет три раздела, включающих в себя темы, которых накопилось большое количество начиная с 2014 года. Все разделы связаны с отношением людей к семье, обществу, природе, культуре, добру и злу, жизни и смерти. Чтобы раскрыть тему, необходимо прочитать большое количество произведений. Конечно, есть так называемые универсальные произведения: «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, но все они достаточны велики по объему, да и, к сожалению, не все ученики любят читать классику. Ребята начинают или искать короткие произведения, или обращаться к зарубежной литературе. Конечно, ничего плохого нет в том, что дети читают «451 градус по Фаренгейту» или «Вельд» Рэя Брэдбери, но мне всегда становится обидно, что одиннадцатиклассники, на мой взгляд, незаслуженно обходят стороной русскую фантастику, и я всегда стараюсь успеть до итогового сочинения прочитать с учениками хотя бы роман Е.И.Замятина «Мы». За 24 года моей работы в школе у меня накопился определенный багаж произведений, который я стараюсь передать ученикам, всегда составляю список произведений, выбираемых ребятами. К своей радости, хочу сообщить, что все чаще мелькают рассказы В.В.Вересаева «Состязание», «Парадокс» В.Г.Короленко, «Говори, мама, говори» Б.П.Екимова и другие произведения русских писателей, ведь убедить ребят что-то прочитать гораздо сложнее, чем порекомендовать список произведений из Интернета.
Поднять значимость предмета «Литература» помогло четвертое новшество, выраженное в том, что литература осталась обязательной наряду с историй и физкультурой, когда с февраля 2023 года ввели практикумы по сдаваемым ребятами предметам. Многие удивились набору обязательных предметов, так как считали литературу, да и историю довольно скучными и ненужными, ведь всегда можно сказать, что мы читаем то, что нравится, а не то, что предлагает учебная программа. Но, на удивление, ребята спокойно отреагировали на то, что мы будем проходить литературу в полной мере, ведь она помогает при написании сочинения в формате ЕГЭ (задание 27), когда нужно обосновать свое согласие или несогласие с позицией автора текста, предлагаемого для выполнения заданий 22-27. Да, сейчас допускается пример-обоснование из жизненного опыта, который может представлять собой не только художественные произведения, но и примеры из истории, культуры, науки и других отраслей знаний.
С подготовкой к успешной сдаче ЕГЭ связано пятое новшество, введенное в 2022-2023 учебном году. Я очень обрадовалась, когда узнала, что на практикумах к ЕГЭ можно будет полноценно заниматься подготовкой к экзамену и не думать о том, что за один час в неделю нужно успеть пройти темы, выставить отметки. Практикум по русскому языку позволил распределить время для подготовки: из четырех часов в неделю, которые мне поставили в два дня по два урока, два часа я отводила разбору тестовой части и два часа – написанию сочинения. Результат не заставил себя ждать: в классе, где я работала, одна девочка набрала 100 баллов, другая – 97 баллов, а в целом класс написал на 76,4 балла, что выше по сравнению с прошлым и позапрошлым годами.
2022-2023 учебный год оказался плодотворным и принес только положительные эмоции, которые я надеюсь испытывать и в дальнейшем.
Ангелина МАНУЙЛОВА, учитель русского языка и литературы школы №49