Сижу в учительской, у меня «окно», начинаю проверять контрольные работы. Вбегает молодая учительница: «Слава богу, вы здесь! Я специально ловила, чтобы наши «окна» совпали и вы мне все объяснили!» Ситуация знакомая, и не только с молодыми. Благодаря моему стажу и родительскому опыту многие коллеги считают, что я все знаю. Это, конечно, не так. Но я усвоила простой принцип давно, в семье. Главное – внимательно выслушать и попытаться найти решение. Ошибки не надо усугублять, их нужно исправлять. Итак, в чем проблема?
В педагогическом университете преподают избранный предмет плюс методику, педагогику. Научили составлять учебные планы, следовать программе, укладываться в отведенное время. Но все это рассчитано на некоего мифического среднего ученика, который будет тихо вести себя на уроках, с радостью усваивать тему, задавать толковые вопросы, с уважением слушать, прилежно выполнять домашние задания… Насчет родителей учащихся информация разная. Одни имели факультатив, спецкурс о проведении родительских собраний, индивидуальных встречах, у других ничего такого не было.
И вот полный энтузиазма молодой специалист приходит на работу и окунается в реальную жизнь. «Они же ведут себя как монстры, ничего не слушают, не хотят учиться, вместо того чтобы сначала поднимать руку, выкрикивают ответы, и не всегда правильные. Кричат, что им скучно, я кричу тоже, но не могу их перекричать! На первом родительском собрании я так и сказала, так их родители такого накидали!..» – молодая женщина разражается рыданиями. Понимаю, она готова все бросить и уйти. Знаю много подобных примеров, когда люди не выдерживали именно первого столкновения с реальностью: «Я к ним со всей душой, а они!..» Одну проблему вижу сразу: кричать на детей не надо.
Жду, пока успокоится, задаю ключевой вопрос: хотела ли она быть учителем или случайно попала в школу, потому что не было другого выбора? Да, хотела! Но не знала, что будет так ужасно, на педпрактике все проходило иначе! Еще бы, ведь на уроке сидела учительница и внимательно следила за поведением, быстро прекращала любое безобразие со стороны своих, хорошо ей знакомых учеников.
Разбираем конкретные примеры, делюсь опытом, не всегда своим. Предлагаю простейшие способы решения проблем. Во-первых, важен собственный настрой. Входя в класс, нужно себя настроить, подготовить к неожиданностям. Каким? Да любым. Во-вторых, стоит помнить старинный педагогический постулат: если кролика насильно кормить травой, он умрет. Иными словами, если весь класс активно протестует против темы, можно подумать об иных способах подачи материала. Рассказываю о кривой математика Гаусса. Дали контрольную работу, у всех двойки: необходимо пересмотреть тему, подумать, как дать ее по-новому, понять, в чем сложность, почему метод потерпел крах. Проверить, какие разделы совсем не удались, а какие все же получились, если работа состояла из нескольких пунктов. Половина или больше учеников получили «4» и «5», часть – «3», один-два – «2»? Все нормально. У всех «4» и «5»? Редко, но бывает.
Если вдруг все дети ведут себя крайне тихо, стоит проверить, здоровы ли они, не произошло ли чего-то экстраординарного перед уроком. Но как же начинать урок, когда все шумят и не обращают на вас внимания после звонка? Так же, как всегда. Начать писать на доске, пойти между рядами, раздавая карточки с заданиями, или быстро перестроить структуру занятия и поставить видеоклип, который вы планировали дать в последние пять минут. Иногда небольшой отдых, возможность переключиться с предыдущего предмета на текущий нужны и в начале, а не только в конце. ИКТ дает массу возможностей, давайте ими пользоваться.
Молодая коллега удивляется: где же взять карточки с заданиями, да и сами дополнительные, необычные задания? Объясняю, как следует собирать, копить методическую папку. Можно спрашивать коллег. Не все делятся. Я всегда даю то, что есть в арсенале, будь то бумажные и электронные уроки, видео, книги и словари. Как победитель городского этапа конкурса «Учитель года» в номинации «Профессионал», педагог, много лет читавший лекции на курсах повышения квалификации учителей области, ведущий мастер-классы, выступавший на многочисленных конференциях, член Совета по информатизации при губернаторе Новосибирской области, районный методист и прочее всегда стараюсь делиться. Мне самой очень помогало общение с толковыми профессионалами, будь то директор школы, завуч, учитель-методист или работники органов образования разных уровней. Необходимость наставничества, методической помощи, и не только начинающим, знакома нам всем.
Мне кажется, важно понять для себя, какой тип урока вам наиболее созвучен, и придерживаться именно его. Ученики быстро привыкнут, дети на самом деле любят порядок, ритуалы. Нельзя внезапно менять привычный ритм. На прошлом уроке пообещали самостоятельную работу на какую-то тему, ребята готовятся. Знаю множество случаев, когда учитель внезапно сообщал, что работа будет на другую тему. Вопли протеста и плохие оценки обеспечены.
Открываю коллеге невероятную истину. Не надо говорить родителям на собрании, что их дети – монстры, тупицы и т. д. Ни один нормальный родитель не желает такое слышать. Стоит внимательно посмотреть на каждого ученика, не навешивать ярлыки, а постараться найти что-то положительное. Хромает грамматика, но прекрасно справляется с диалогами или хорошо читает. Как и школьники, их родители не обращают внимания на наш возраст. Для них мы предметники, которые учат их детей и отвечают за безопасность. «По моим понятиям, научить на тройку должен каждый учитель, – делится отец троих детей. – Остальное зависит от родителей. Хотят, пусть занимаются дополнительно, наймут репетиторов. Если нет, пусть будут рады тому, что ребенок получил аттестат».
Взрослые люди спрашивают наших советов по учебе и поведению. Времени у педагогов нет, но все же нужно почитать книги, посоветоваться с психологом, если есть нужда. По известной присказке, «если вам кажется, что запахло серой, зовите священника». В любом классе есть дети с отклонениями в психике, проблемами со здоровьем, плюс теперь практически всегда есть инклюзив. Педагогам понятно, что некоторым ученикам лучше было бы учиться в специализированных школах. Но справляться-то приходится здесь и сейчас. Значит, нужно постараться определить, чем именно вызвано нетипичное детское поведение. Или это издержки возраста, семейного положения, или же устойчивый диагноз.
А как быть, если сами родители ругают детей, считают их неспособными к обучению? Каждый педагог решает, что делать, как себя вести в таких случаях. Я всегда на стороне ребенка. Если семья явно неблагополучная, что иногда может выражаться просто в равнодушии к собственному чаду, по моему мнению, нельзя оставлять ученика без поддержки взрослых. Да, это большая душевная нагрузка, но плоды есть. У меня были ученики, от которых отворачивался весь класс и никак не поддерживали родители. Занималась с ними, разговаривала на переменах. Не все были приятными в общении. Начиналось всегда либо с полного молчания, либо с вызывающего поведения. Но постепенно удавалось наладить контакт, исправить положение в классе, избавить ребенка от изоляции.
Можно ли всегда быть уверенным в себе? Думаю, нет. Но можно выработать соответствующее выражение лица, держать в запасе несколько фраз, помогающих сохранить внешнее спокойствие в любой ситуации. Как сказала мне недавно юная крестница: «Ты же большая и все знаешь!» Положение обязывает.
Нина КОПТЮГ, кандидат филологических наук, Новосибирск