Как успешно адаптироваться к школе, к школьным требованиям, как предотвратить ситуацию травли в детском коллективе и что делать в ситуации буллинга? Такие вопросы волнуют многих родителей современных школьников. На них ответила психолог, рассказав, чем ребенку могут помочь родители при адаптации к школе и в случае возникновения конфликтов.
Психолог, специалист отдела интегративных психологических практик ГБУ «Московская служба психологической помощи населению» Надежда Пономарева ответила на вопросы родителей на канале Госуслуг. Эта информация от эксперта поможет взрослым разобраться в волнующих их проблемах.
Ребенок 6 лет стесняется отвечать на вопросы
Существует много причин, по которым ребенок испытывает страх перед ответом на вопрос учителя. Учитывая возраст ученика – 6 лет – специалист отметила, что у него идет период адаптации к школе. Это вызывает сильное психоэмоциональное напряжение. Он может бояться недовольства учителя или негативной реакции одноклассников. Эти переживания влияют на его состояние.
Адаптация первоклассника может продолжаться до 2 месяцев. Иногда она затягивается на период до 1 года. На адаптации сказывается множество факторов, в том числе и готовность ребенка к школе. Родителю важно поддерживать первоклашку: замечать его сильные стороны, не скупиться на похвалу, не давать негативных оценок. Необходимо ему сообщить, что ошибаться можно и даже нужно. Психолог советует привести ему пример из детства, когда он только учился делать первые шаги: она вставал, падал, вновь вставал и продолжал идти. Так и сейчас – в ошибке нет ничего страшного. Однако, если вы замечаете, что ни похвала, ни поддержка не помогают преодолеть страх перед ответом учителю, стоит обратиться к школьному психологу, который работает над системой адаптации – он проработает с ребенком его страх ошибок.
Помощь при адаптации в новом коллективе
Адаптация у разных детей протекает по-своему. Родители могут помочь ребенку привыкнуть к новым условиям. Для этого стоит поговорить с ним о его переживаниях, желаниях, о том, что наполняет его перед походом в школу: чего он боится, может, он уже столкнулся с какими-то трудностями в общении. Такая доверительная беседа способствует вербализации переживаний и чувств.
Кроме того, дома с ребенком можно порепетировать ситуацию знакомства: представиться, рассказать о себе, задать несколько вопросов и ответить на них. Это поможет ему более уверенно чувствовать себя в новом коллективе. Следует напомнить школьнику, что он может помогать тем ребятам, которые его окружают, и сам просить о помощи. Таким образом будут складываться разные ситуации взаимодействия, и ребенку будет проще устанавливать контакты. Следует также помочь определиться с кружками и организовать досуг. Как правило, неформальное общение устанавливается вне стен школы.
Родители могут пригласить сверстников своего ребенка в гости или устроить совместные походы в театр, в цирк, в музей. Постарайтесь транслировать ребенку, что быть гостеприимным – это здорово: когда человек дружелюбен, другие отвечают взаимностью.
Диагностика травли в школе и план действий
Как понять, что ребенка травят в школе, если он не рассказывает об этом? В любом детском коллективе возможны конфликты. Конфликт – это столкновение интересов, а буллинг – это целенаправленное преследование жертвы агрессором или группой. В буллинге силы не равны: кто-то сильнее, кто-то слабее. Признаками травли выступают резкая смена поведения, подавленное настроение, нежелание ходить в школу без объяснения причин, изменение уровня самооценки (ребенок считает себя ничтожным, сравнивает себя с другими не в свою пользу), склонность к аутоагрессии (может наносить себе вред, в том числе физический).
Помимо этих признаков, существуют психосоматические явления: головные боли, боли в животе, трудности засыпания, бессонница, кошмары. Что может сделать родитель? Важно поговорить с ребенком в доверительной атмосфере о его переживаниях и отношениях с одноклассниками. Затем стоит обсудить с классным руководителем, что происходит в классе, как ребята общаются. Также можно обратиться в психологическую службу школы – к психологу или социальному педагогу. Эти специалисты проводят диагностику, результаты которой могут свидетельствовать о благополучной или неблагополучной картине.
Если эти шаги не дали результата, нужно поговорить с родителями обидчика – если вы понимаете, что этот контакт возможен. При усугублении ситуации следует обратиться в администрацию школы – к завучу или директору. Важно выяснить у ребенка о его желании или нежелании находиться в этой среде. Если вы примете совместное решение о смене школы, важно проработать эту психотравмирующую ситуацию вместе с психологом, чтобы буллинг не тянулся шлейфом за ребенком. Необходимо создать у ребенка уверенность в себе.
Проблемы со здоровьем из-за агрессии сверстников
В этом случае следует прибегнуть к алгоритму действий в ситуации буллинга. Для устранения проблем со здоровьем полезно использовать методы релаксации: дыхательные техники, массаж, контрастный душ. Эти методы снижают психоэмоциональное напряжение. Ребенку важно научиться обозначать свои границы: физические и эмоциональные.
Обозначение физических границ происходит, когда ребенок дает понять, как к нему можно прикасаться, а как нельзя. Об этом нужно сообщать. Обозначение эмоциональных границ – это про то, как с ним можно общаться, можно ли унижать, насмехаться. Для этого подойдет использование таких коротких фраз, как «стоп!», «хватит!», «прекрати!». Они могут эффективно действовать на обидчика. Если это не помогает, а действует наоборот – порой приходится переходить к методам самообороны. Полезно посещать секции, где ребят обучают приемам самообороны. Если приемы не действует, стоит просить о помощи взрослого.
Травля из-за лишнего веса
Важно помочь ребенку вербализировать то, что он испытывает – назвать все свои чувства. Хорошо попросить изобразить свои чувства на рисунке. Также важно дать отпор своим обидчикам, сказать «мне неприятно это слышать». Родитель может помочь повысить уровень самооценки: отмечать сильные стороны, хвалить ребенка, отмечать успехи и достижения, предоставлять ему те виды деятельности, где он будет чувствовать себя уверенно и комфортно.
Ребенок бьет одноклассника
Если ребенок кого-то бьет, потому что тот его «бесит», таким образом он напрямую выражает свою агрессию. Его нужно научить другим способам выражения злости (побить подушку, скомкать бумагу, нарисовать свою злость, поиграть с песком, водой, глиной, полепить из пластилина), развивать социальные и коммуникативные навыки. Для вымещения агрессии также эффективны физические нагрузки – приседания, прыжки, бег. Социальные навыки и коммуникацию можно развивать на индивидуальных занятиях с психологом, а также своим примером взаимодействия с окружающими.
Навыки для предотвращения травли
Еще в детсаду важно дать ребенку понимание личных границ, нормы – как можно с ним обходиться, а как нельзя. Для этого в семье нужно создать доверительную обстановку, где друг с другом обращаются вежливо, делятся эмоциями и переживаниями. В семье не принято кричать друг на друга, повышать интонацию, обзываться и ругаться. Так у ребенка складывается представление о норме. Тогда возможный буллинг он осознает в качестве неадекватного поведения и обратится за помощью к взрослым.
Лидер класса делает подлости чужими руками
Важно не замалчивать ситуацию, называть все своими именами. Для этого стоит поговорить с педагогом и выработать совместную стратегию действий. Следует обратиться к родителям других учеников и обсудить с ними, подвергались ли их дети подобному давлению, чтобы выработать вместе тактику. Совместные действия могут успешно разрешить ситуацию. К ней также можно подключить психолога или социального педагога. Существует служба медиации, помогающая регулировать конфликтные ситуации в школе. Необходимо поддерживать своего ребенка дома.
Буллинг со стороны учителя
Унижение, крик, навешивание ярлыков со стороны учителя недопустимы. Такое поведение говорит либо о непрофессионализме, либо о профессиональном выгорании. Важно прислушиваться к жалобам ребенка и не игнорировать то, что он говорит. Следует прояснить ситуацию у других родителей – подвергались ли их дети давлению со стороны учителя, или его испытывает только ваш ребенок.
Не менее важно побеседовать с самим педагогом, чтобы объективно оценить ситуацию. Если беседа ее усугубит, следует обратиться в администрацию школы, чтобы были приняты меры. В тупиковом положении специалист советует вспомнить о дисциплинарных и гражданско-правовых мерах, которые могут обезопасить и защитить вашего ребенка. Главное, не замалчивать ситуацию, а действовать.
Подросток попал в плохую компанию
В подростковом возрасте происходит смена ведущей деятельности: на первый план выступает общение со сверстниками. Ребенку важно занять статус в коллективе, почувствовать свой авторитет. Иногда он может прибегать к антисоциальному поведению, чтобы самоутвердиться. Порой оградить его от плохой компании невозможно, он сам выбирает себе друзей.
Ему можно предложить альтернативные варианты взаимодействия со сверстниками: кружки, секции. Альтернативными могут быть и способы самоутверждения – без деструктивных действий. Расскажите ребенку, что вам помогало утверждать себя в компании, помогите осознать ценность обучения – тоже примерами из своей жизни или жизни известных личностей. Если ребенку трудно определиться со своими предпочтениями и склонностями, интересами, в этом ему может помочь психологическая диагностика.
Ранее Сетевое издание «Учительская газета» информировало читателей о том, как подростки уживаются в школьном коллективе. Об особенностях их общения рассказывала Екатерина Мурашова — практикующий семейный и детский психолог, писатель, автор подростковых книг и литературы по психологии.