Лето. Отдых. Учеба. Эмоции. Принято считать, что лето – это отдых для учителей и учеников. Возможно, но в наше стремительное время это еще и возможность подготовиться к новому учебному году: собрать информацию, знания, которые можно будет использовать впоследствии. Выбрав для себя интересную траекторию обучения, я старалась ей следовать. Начала с курсов «Летающая робототехника» в Политехническом институте. Неделя погружения в изучение БПЛА «COEX Клевер 4» включала сборку, программирование, а также то, что для меня оказалось самым сложным, несмотря на работу с симулятором, – пилотирование дрона.
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Прежде всего, к моему удивлению и удовольствию, оказалось, что база дронов в Политехническом – это не один-два аппарата, с которых сдувают пылинки, а целый парк разных беспилотников, которые при необходимости восстанавливаются и грамотно обслуживаются командой студентов под руководством Павла Анатольевича Шишкина, руководителя лаборатории «Летающая робототехника».
Окончив курсы, я сразу решила привести своих учеников будущего инженерного класса для знакомства с беспилотниками. А тут и случай подвернулся.
На площадке лаборатории «Летающая робототехника» Московского политехнического университета прошел финальный открытый мастер-класс по авиамоделированию и спортивному пилотированию беспилотных летательных аппаратов! На мероприятии Павел Анатольевич ознакомил участников с современным уровнем развития техники и технологий, актуальными сферами применения беспилотных авиационных систем (БАС) и направлениями развития летающей робототехники. Ребята получили практические навыки управления квадрокоптером как в симуляторе полетов, так и на реальном коптере.
К слову сказать, инженерные классы нашей школы уже несколько лет проходят обучение в колледжах по программе «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом». Кроме того, в распоряжении инженерных классов несколько «Пионеров» компании «Геоскан» и один маленький дрон Tello. Ребята принимают участие в разных соревнованиях, таких как «АвиаРобоТех» и «Московские мастера», по направлению «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».
Думаю, что коллеги разделят мое мнение, что одно дело, когда ученики учатся, а другое – когда учишься сам. Впитав в себя знания, полученные во время учебы, я стала думать насчет методики преподавания курса «Эксплуатация беспилотных авиационных систем. Летающая робототехника». И мне повезло! В Новосибирске проходил профессиональный форум отрасли беспилотной авиации «Архипелаг»-2023, цель которого – обеспечить сверхускоренный рост и поддержку проектов в сфере актуальных для страны технологий. Туда я и полетела. Оказалось, что желающих обсудить, поучиться, объяснить, где, как и куда идти, более двух тысяч человек со всей страны, и все они съехались в гостеприимный Новосибирск, причем знакомиться мы начали еще в самолете.
Вернемся к траектории, о которой я говорила в самом начале. Ее в первые дни обозначил Дмитрий Николаевич Песков, специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития, обратив внимание конвента на созависимость между такими факторами, как емкость батареи и мощность искусственного интеллекта на борту беспилотника. Красиво? Однозначно. Понятно? Почти. Как учитель я отдаю себе отчет, что ученику становится понятно только после третьего-пятого объяснения, поэтому не расстраиваюсь, а иду дальше. А впереди следовали базовые моменты методики преподавания. Учебу проводили Руслан Раисович Мустахов, преподаватель Ульяновского авиастроительного колледжа, и Павел Алексеевич Бутаков, студент Ульяновского авиастроительного колледжа. Из вопросов, с которыми этим летом мне к тому времени еще не довелось сталкиваться, самым сложным был: как зарегистрировать БПЛА и где можно летать?
Как оказалось, основная сложность обучения работе с беспилотными авиасистемами (БАС) – это постоянно меняющиеся потребности общества в тех или иных специалистах. Так, еще полгода назад были нужны пилоты, сегодня нужны инженерные кадры и программисты. Кто будет нужен завтра? Насколько специалист, которого мы учим, ко времени завершения курса будет востребован? Единственное решение, к которому приходишь, – это формирование у учащихся базовых инженерных навыков алгоритмизации процессов, а также, что не менее важно, мобильности в применении полученных навыков и умений на практике.
В процессе учебы, в которой принимали участие около ста человек, оказалось, что среди нас есть представители компании-производителя, а именно «Геоскан». Тут главное было сообразить, что мне нужно. Ну это я, положим, знаю: аккумуляторы и ремкомплекты на сайте поставщиков для «Пионера». Не прошло и недели после «Архипелага», как на сайте произошли изменения, поэтому школа смогла заказать необходимые нам детали.
За десять дней на «Архипелаге»-2023 я встретила моих хороших знакомых из Политеха, которые проводили соревнования дронов, знакомых с соревнований «АвиаРобоТех» и «Первый элемент», познакомилась с учителями из Астрахани, Новосибирска и других городов, разработчиками интереснейшей онлайн- и офлайн-игры «Берлога», побывала на танкодроме, где шли соревнования по доставке и сбросу с беспилотников взрывчатых веществ в заданной точке, а также получила огромное количество информации. Надеюсь, полученные знания помогут мне в развитии инженерного направления школы №1324 в новом учебном году.
Анна БЕЛАШОВА, учитель английского языка и черчения школы №1324