Напомним о том, что до 1989 года в школьной программе по литературе практически не было упоминаний о творчестве Пастернака. Да и не только в школьной, но и в культурной жизни страны. Лишь в конце XX – начале XXI века в России начали издаваться многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя, вышло несколько собраний сочинений поэта, в том числе полное – в 11 томах (издательство «Слово», 2003‑2005). Произошло это после отмены в 1987 году решения об исключении Пастернака из Союза писателей СССР, а также после первой публикации в 1988 году в журнале романа «Доктор Живаго», за который Борис Леонидович Пастернак получил Нобелевскую премию.
Но были учителя, для которых отсутствие в программе великих мастеров слова, выдающихся писателей, поэтов не становилось основанием для исключения их из культурно-педагогического пространства. Таковым оказался Олег Геннадьевич Парамонов, яркий и утонченный словесник, филолог, учитель русского языка и литературы из Брянска, которого многие знают и как абсолютного победителя конкурса «Учитель года России»-1993, и как прекрасного поэта, автора поэтических сборников, и как блистательного чтеца, декламирующего по памяти сотни художественных, поэтических произведений, человека, наделенного актерским дарованием, выступления которого вызывают неизменный интерес у коллег по педагогическому сообществу и широкой зрительской аудитории.
В педагогической биографии Олега Геннадьевича есть особый сюжет, связанный с отношением к поэту Борису Пастернаку, когда семнадцатилетний студент Герценовского института в Ленинграде (ныне это Российский государственный педагогический университет имени А.И.Герцена в Санкт-Петербурге), открыв для себя великого поэта, понес и передал свою любовь к нему детям. Ему было невдомек, почему в школе, где он учился и где у него был замечательный учитель литературы, не говорили о Пастернаке. Дал себе слово: ежели придется стать учителем, то непременно ознакомит своих учеников с творчеством поэта, без которого уже не представлял русской поэзии не только ХХ, но и следующих веков.
Получив в 1974 году диплом об окончании института и попрощавшись с Питером, Олег Парамонов отправился по распределению в сельскую школу тогда Калининской, а ныне Тверской области, где исполнил свое желание – включил в свои уроки творчество Пастернака, несмотря на его отсутствие в учебной программе. Судя по всему, проверяющих в тех местах особо не было, поэтому никто не посягнул на свободу выбора учителя. Но через год, уже в брянской городской школе, сей факт не остался незамеченным. Инспектор-методист из гороно, посетив урок, недоуменно спросила, не учитель ли биологии Олег Геннадьевич Парамонов. «Почему?» – поинтересовался он в ответ. «Ну как же, пастернак, петрушка, укроп, чеснок и т. д.», – заметила инспектор. «Есть такой поэт – Пастернак!» – парировал учитель. «Да? – удивилась проверяющая. – А он разрешен?» – «Да нет, он не запрещен».
Потом у Парамонова состоялся разговор уже с директором школы, человеком более либеральным и понимающим. Она дорожила талантом молодого учителя, вероятно, и сама ценила поэзию Пастернака. Анна Ивановна Толстых предложила учителю писать в журнале, например, обзор литературы 1920‑х годов, а там уже «давать кого пожелаете». Благо что в обзорной литературе, где перечислен ряд писателей 1920‑х годов, имя Пастернака было.
Олег Парамонов не представлял литературу в школе без этого поэта, не изменял себе, своим литературным вкусам, пристрастиям, потому и продолжал знакомить детей с его творчеством, проводил школьные вечера, посвященные Пастернаку. А когда в 1990 году в программе «Взгляд» прозвучала информация о том, что Министерство культуры РСФСР, Союз театральных деятелей РСФСР, Центральный дом актера имени А.А.Яблочкиной объявляют конкурс, посвященный 100‑летию со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака, принял решение ехать в Москву, хотя в конкурсе должны были участвовать профессиональные актеры, чтецы. Нужна была рекомендация от специалистов, и Парамонов пришел в Брянский драматический театр. Представился как учитель литературы и прочитал несколько стихотворений Бориса Пастернака. Его способности высоко оценил целый синклит заслуженных артистов – Богатырев, Гермацкая и др. Режиссер Князев сделал несколько предложений по композиции выступления, и он отправился на конкурс артистов-чтецов, председателем жюри которого был великий актер театра и кино Сергей Юрьевич Юрский.
Конкурс должен был проходить в большом зале Центрального дома актера, в здании, построенном в 1881 году по проекту австрийского архитектора Августа Вебера. Это было культовое место, здесь собирались видные деятели культуры и искусства. Однако именно в феврале, накануне конкурса, в здании произошел пожар, который уничтожил большую часть знакового культурно-исторического сооружения (сохранился лишь фасад), поэтому конкурс провели в Государственном музее А.С.Пушкина на Пречистенке. Единственный учитель среди профессиональных актеров, Олег Геннадьевич Парамонов стал его лауреатом.
Желание поехать на конкурс, как рассказал Олег Геннадьевич, было связано в большей мере и с другой его мечтой: он хотел приехать и поклониться памяти любимого поэта непременно в юбилейный год, о чем написал в своем стихотворении еще в 1979 году, в феврале, в пастернаковском месяце. Пастернак родился 10 февраля, его знаменитые строки «Февраль. Достать чернил и плакать!» – словно визитная карточка поэта, с этого известного стихотворения начинаются практически все его сборники. Олег написал свое поэтическое обращение к Пастернаку в те годы, когда служил в рядах Вооруженных сил в столице, у него была возможность иногда приезжать в Переделкино, к одинокой могиле поэта, читать там свои и его стихи. Он посчитал, что в год столетия Пастернака ему, Олегу, исполнится 37 лет… Так и произошло, в назначенный час юбилейного года он сумел побывать на могиле любимого поэта…
Я к вам приеду в феврале
Забыв докучные намеки,
Что путь, однако же, далекий
Мне предстоит преодолеть.
Что без меня и так довольно
У вас поклонников речей,
С покорным трепетом свечей
Вас окруживших богомольно.
Что не ко времени и к месту
И даже к моему стыду,
Мое вторжение в среду
Их именитого соседства.
Что надлежало б поскромней
Себя вести. И что негоже
Мое мальчишество. И все же
Я к вам приеду в феврале.
Я к вам приеду в феврале.
На ваш столетний юбилей.
Я к вам приеду в год, когда
Мне тридцать семь отмерит
время.
Будь это только совпадение,
Я б не приехал никогда.
Хочу заметить, что в годы начинающейся перестройки, когда уже многие понимали, что Пастернак – это не овощ, не петрушка, не укроп и т. д., сам учитель Олег Парамонов, его разработки привлекли внимание областного Института усовершенствования учителей, журналистов «Учительской газеты» ( очерк об Олеге Парамонове в 1986 году написал главный редактор Владимир Федорович Матвеев). После приезда в Брянск Надежды Леонидовны Крупиной, которая долгие годы возглавляла журнал «Литература в школе», на его страницах появилась публикация Олега Парамонова о Пастернаке. Статья была опубликована в марте 1989 года, а в середине 90‑х неожиданно для себя самого ее автор Олег Парамонов увидел свой текст в книге для ученика и учителя, которую выпустило издательство «Олимп». И хотя составители сборника не оповестили об этом автора и не согласовали сам факт публикации его материалов, Олег Парамонов не в обиде, напротив, он считает, что этот материал отозвался в сердцах многих учителей. Уже после победы Олега Геннадьевича на конкурсе «Учитель года России»-1993, когда он стал членом жюри, к нему как-то подошла конкурсантка и сказала: «А я буду давать уроки по Пастернаку по вашим разработкам». «Откуда они у вас?» – спросил эксперт. «Из книги издательства «Олимп», – продолжила собеседница, – в ней есть подборка и рекомендации в помощь ученикам и учителям по Пушкину, Достоевскому, Державину, Гоголю, Маяковскому, а также ваши, Олег Геннадьевич, по Пастернаку…»
Борис Пастернак был и остался для Парамонова поэтом, который создал в единоборстве с самим собой вдохновляющую и исцеляющую наши души поэзию. Несколько стихов Олег Парамонов посвятил Пастернаку, один из лучших его мастер-классов, с которым он часто выступает на сцене, также связан с творчеством Бориса Леонидовича. Судьба не разлучает их, не случайно стихи Олега Парамонова оказались в книге «С любимыми не расставайтесь» между произведениями Булата Окуджавы и Бориса Пастернака. Сборник – а это «5000 строк для тех, кто влюблен» – вышел в 2004 году в издательстве «Академия развития» в Ярославле. Его издатель Михаил Нянковский, так же как Олег Парамонов, абсолютный победитель конкурса, но уже 1994 года, сопроводил выход этого сборника такими строчками: «Не нужно ни денег, ни славы, // А только стоять бы вот так: // С одной стороны Окуджава, // С другой стороны Пастернак!»
Конечно же, фамилия, начинающаяся на букву «п», поспособствовала тому, что они оказались рядом. Но не только это, а и другие скрытые смыслы объединяют, роднят их поэтические души. Такие совпадения не случайны, они таят в себе полную гармонию мироощущения, любви к жизни и поэзии, которые свойственны талантливым, одаренным людям, творческим личностям.
Сегодня мы публикуем (с сокращениями) с согласия автора его статью из журнала «Литература в школе», написанную Олегом Парамоновым давно, в 1989 году. Она по-прежнему свежа, современна и, уверена, будет полезной и актуальной для нового поколения учителей литературы. Им повезло, теперь не нужно тайно представлять на уроках своим ученикам нобелевского лауреата в области литературы, они сегодня работают по программам, в которые официально входят некоторые произведения выдающегося человека XX века, великого поэта, писателя, переводчика Бориса Леонидовича Пастернака.
Ирина ДИМОВА