
Актуальность проблемы речевого развития дошкольников в настоящее время невозможно переоценить. Речь является основным инструментом коммуникации. Она позволяет детям выражать свои мысли, чувства и желания, а также взаимодействовать с окружающими. Хорошо развитая речь позволяет ребенку легче устанавливать контакты с другими людьми, участвовать в общественной жизни. Дети, у которых есть трудности в речевом развитии, могут испытывать трудности в социальном взаимодействии, что нередко приводит к недопониманию, изоляции и даже к проблемам с самооценкой.

Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие выделяется в отдельную образовательную область. Стандарт подчеркивает необходимость не только овладения языковыми нормами, но и совершенствования выразительных средств языка, а также развития коммуникативных способностей детей. Планируемые результаты на этапе завершения освоения Федеральной образовательной программы дошкольного образования охватывают широкий спектр аспектов развития ребенка.
Одним из аспектов является формирование интереса к художественной литературе. К концу дошкольного детства предполагается, что ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев. Иными словами, у ребенка сформированы предпосылки читательской грамотности.
Читательская грамотность — это способность понимать интерпретировать, оценивать и использовать письменную информацию. Умение извлекать смысл из прочитанного, анализировать содержание, а также понимать основную идею и подтемы. Умение применять полученные знания на практике. Способность оценить качество и значимость текста, анализировать стилистические приемы, а также учитывать авторскую позицию и контекст.
Читательская грамотность также формирует у человека представление о социальном, культурном и научном контекстах, что помогает глубже понимать окружающий мир. Конечно, у детей дошкольного возраста возможно сформировать только предпосылки, которые станут основой для формирования читательской грамотности. Такие как интерес к чтению, мотивацию к обучению чтению, воспитание будущего читателя.
Развитие предпосылок читательской грамотности является важной задачей, однако этот процесс сталкивается с рядом проблем. Одной из основных трудностей является отсутствие интереса у некоторых детей к чтению и литературе. Современные дети часто предпочитают интерактивные развлечения, такие как видеоигры и мультфильмы, традиционным занятиям, связанным с книгами, поэтому формирование интереса к чтению, является важной задачей в образовательном процессе дошкольных учреждений. Для этого можно использовать множество методов и подходов.
Создание центра коммуникации в группе. Для центра важно выбирать книги, соответствующие возрастным интересам детей. Картинки, яркие иллюстрации и интерактивные книги (с элементами аппликации, вырубки) могут заинтересовать малышей. Можно проводить тематические выставки книг, посвященные определенным праздникам, событиям или сезонам года.
Регулярные чтения вслух. Чтение вслух развивает у ребенка воображение, поскольку он создает собственные образы на основе описания происходящего в книге. Педагог или родитель, читающий с выразительной интонацией, помогает детям активировать воображение и задумываться о том, как могли бы выглядеть персонажи или места, описанные в рассказе.
Чтение вслух обогащает словарный запас детей, знакомит их с различными стилями и жанрами. Дети начинают лучше различать фонемы и слова, что способствует улучшению их речевых навыков. Слушая интересные истории, малыши могут перенимать фразы и конструкции, что положительно сказывается на их речевом развитии.
Чтение вслух является не только образовательным, но и социальным процессом. Когда взрослые читают детям, это способствует формированию эмоциональной связи, укрепляет отношения между ними. Дети охотнее делятся своими мыслями и эмоциями после прочтения истории, что развивает их социальные навыки и открывает возможность для совместного обсуждения.
Регулярное чтение вслух помогает сформировать у детей позитивные эмоции к книгам и чтению, что в дальнейшем способствует развитию настоящего читательского интереса. Важно, чтобы чтение ассоциировалось у детей с чем-то приятным и увлекательным. Взрослые могут создать атмосферу ожидания и захватывающей новизны, предлагая книги, которые увлекают и интересуют детей.
Интерактивные чтения. Включение детей в процесс чтения — задать вопросы, попросить предсказать, что будет дальше, или описать понравившиеся картинки — позволяет детям быть активными участниками, а не пассивными слушателями.
Кукольные драматизации. Использование театрализованных представлений, кукол и ролевых игр на основе прочитанных книжек делает процесс увлекательным и запоминающимся.
Игры на основе книг. Разработка специальный игровых заданий, связанных с сюжетами книг, помогает детям лучше понять сюжет и героев, создавая дополнительные стимулы для чтения.
Создание проектов. Реализация мини-проектов, связанных с книгами, где дети могут участвовать в создании книги или журнала на основе своих иллюстраций и рассказов.
Тематические недели и праздники. Проведение мероприятий, посвященных чтению, например, «День книги» или «Неделя детской книги», поможет культивировать интерес к литературе.
Индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален, и его интересы могут сильно варьироваться. Важно предложить книги, которые действительно захватывают внимание конкретного ребенка.
Создание возможности выбора. Дайте детям возможность самостоятельно выбирать, что читать. Это активирует их интерес и вовлеченность в процесс чтения.
Вовлечение родителей. Организация мероприятий, на которых родители могут узнать о том, как читать с детьми, а также о важности чтения в семье. Это может быть как чтение на дом, так и совместные чтения в детском саду.
Таким образом, все перечисленные формы работы являются мощным инструментом для формирования читательского интереса у дошкольников. Важно, чтобы чтение становилось неотъемлемой частью жизни детей, помогая им открыть для себя мир литературы и вдохновляя на дальнейшее чтение в будущем.
Марина Попова, воспитатель, ГБОУ Школа № 1557