
Не так давно, незадолго до памятной пандемии, в Самаре проходил областной конкурс молодых предпринимателей, организованный региональным ведомством по делам молодежи и торгово-промышленной палатой. Местные журналисты обратили тогда внимание, что из двенадцати победителей, награжденных в разных номинациях, трое оказались выпускниками одной и той же тольяттинской школы. Причем сами лауреаты в различных интервью отмечали, что истоком своей будущей успешности считают прежде всего школьную студию «Инициатива», созданную когда-то в качестве факультатива учителем физики.

Этот любопытный факт стал еще одним поводом для дискуссии в педагогическом сообществе. Принято считать, что старшеклассник может проявлять деловую активность разве что в учреждениях профессионального образования – в колледжах и техникумах. Собственно же школьные коридоры вроде бы совершенно не место для разговоров о стремлении к извлечению прибыли. Так ли это?
Официальный ответ на этот вопрос прозвучал два года назад от Департамента образования российской столицы. Им стало создание нового направления предпрофессионального обучения в виде проекта «Предпринимательский класс в московской школе». Цель проекта черным по белому продекларирована в сопроводительных установочных документах от Департамента: содействие школьникам в качественной подготовке к успешному поступлению на факультеты экономической направленности в ведущие вузы страны. Именно так, через профориентационные программы, предпринимательство уверенно зашло в школьные классы…
Вопрос, тем не менее, сохранил актуальность. Насколько качественной, эффективной в условиях современного школьного образования может быть такая подготовка? Ведь в отсутствие стартового капитала и традиций вовлечения подростков в практику социального проектирования подобная затея скорее окажется чем-то вроде игры в создание «настоящего» предприятия.
Реальный опыт, к счастью, не подтвердил эти вполне обоснованные опасения. За короткое время число средних школ, пожелавших открыть это новое направление предпрофа, в одном только столичном мегаполисе составило более двухсот. Практически все из них обрели целый ряд солидных партнеров в лице как действующих предприятий и компаний, так и высших учебных заведений данного направления.
По словам доцента Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, руководителя научно-учебной лаборатории «Капитаны», почётного экономиста г. Москвы Ольги Александровны Елиной, уже на стартовой стадии проекта «Предпринимательский класс в московской школе» ребята продемонстрировали высокий уровень мотивации и несколько неожиданную даже для специалистов широту предпринимательского мышления: предложенные школьниками для последующего внедрения разработки сочетали простоту реализации с высокой прогнозируемой востребованностью будущих проектов.
– Мы видим свою цель не в том, чтобы подобрать для своего вуза более подготовленных абитуриентов, – говорит О.А. Елина. – Работаем на расширение всего предпринимательского ландшафта, подготовку молодой смены инициативных управленцев. И могу сказать, что в системе московского образования за эти годы уже отработан эффективный алгоритм реализации проекта предпрофессиональной подготовки. Теперь важно сделать следующий шаг: распространить эту апробированную модель на школы и колледжи различных регионов нашей страны.
Речь, разумеется, не идет о механическом перенесении столичной практики на образовательные организации городов и посёлков страны. Даже в областных центрах далеко не всегда имеется достаточное разнообразие вузов и предприятий для соответствующей поддержки школьных и студенческих проектов. Однако хотя бы частично эта проблема решается за счет привлечения таких профессионалов в онлайн-формате. А чтобы эта деятельность не оказалась разовой эффектной пиар-акцией со стороны бизнес-партнера и вышла, что называется, на проектную мощность, необходимо соответствующее управленческое решение со стороны органов управления образованием. Всем очевидно: эта работа не должна строиться на энтузиазме, здесь требуется регулярное финансирование дополнительной нагрузки и на школьные администрации, и на конкретных педагогов-исполнителей.
В самом деле, чтобы вовлечение школьников в предпринимательство не оборачивалось, как это иногда случается, «игрой в бизнес», важна подготовленная почва для взращивания и динамичного развития таких образовательных инициатив. И опыт регионов, где местное бизнес-сообщество осознает остроту этой социальной проблемы. Тех, кто завтра встанет к рычагам управления малых и средних предприятий, необходимо готовить уже сегодня.
На берегах Енисея, например, уже не первый год ширится краевое школьное движение «Территория бизнес-развития», которое реализуется при поддержке министерства образования Красноярского края. Это сообщество охватывает в общей сложности около трех тысяч(!) подростков, сегодня в его структуру входят 29 школьных бизнес-клубов. Краевая штаб-квартира движения проводит для ребят различные сезонные бизнес-экспедиции, в ходе которых юные команды готовят и реализуют собственные проекты, учатся составлять бизнес-план, проводить расчет рисков.
По мнению координатора краевого движения, опытного педагога дополнительного образования Елизаветы Геннадьевны Пахомовой, существенной особенностью этого многолетнего марафона стало его «наставническое» направление: наряду с ребятами в ходе регулярных тематических занятий определённую подготовку по основам предпринимательской деятельности проходят и преподаватели, которые планируют вести профориентационную работу со старшеклассниками в этой сфере.
Что необходимо для создания такой благоприятной почвы – проще говоря, технологично выстроенной инфраструктуры, соответствующей конкретному региону или городу?
В эфире одного из просветительских телеканалов руководитель Комитета по образованию Московской Ассоциации предпринимателей Олег Владимирович Молодцов высказал недавно горячее убеждение в том, что приступать к решению столь масштабной задачи следует с всесторонней, не поверхностной, подготовки многочисленной когорты педагогов-тьюторов. В самом деле, курс предпрофессионального обучения школьников основам предпринимательства не должен преподаваться учителем-предметником, который на скорую руку изучил пару методичек ради получения дополнительной четверти ставки.
Некоторые столичные вузы – прежде всего из числа партнеров упомянутого проекта Департамента образования Москвы – уже не первый год ведут такую работу на достаточно серьезном уровне. «Кроме нашего вуза, – говорит профессор НИУ «Высшая школа экономики», заведующий Научно-учебной лаборатории исследований в области бизнес-коммуникаций Игорь Борисович Орлов, – повышением квалификации школьных учителей в данном направлении активно занимаются и в РЭУ им. Г.В. Плеханова, и в МГУ им. М.В. Ломоносова. В одном только НИУ ВШЭ разработанные нами программы повышения квалификации прошли уже более двухсот преподавателей. Но даже при весомой численности групп обучающихся будущих преподавателей-наставников все же для заметного сдвига в решении проблемы подготовки тьюторского корпуса в федеральном масштабе этого, конечно, недостаточно».
Тем более, добавляет И.Б. Орлов, что школы в регионах, в отличие от своих столичных коллег, неизбежно столкнутся как минимум с дефицитом, а скорее с полным отсутствием эффективных партнеров в лице специалистов из профильных вузов. Однако, как уже сказано выше, эта проблема, пусть и частично, но – вполне решаема с помощью современных сетевых технологий. «Мы готовы тиражировать свои уже апробированные курсы и расширять таким образом географию обучающих программ в различных субъектах Федерации», – сказал эксперт ВШЭ в беседе с журналистом.
Леонид Барков