Три линии жизни Игоря Грабаря: ко дню рождения художника — Свежие новости

Три линии жизни Игоря Грабаря: ко дню рождения художника

Часто ли мы бываем в Третьяковской галерее? Увы, нет. Конечно, не все имеют такую возможность. Для начала нужно приехать в Москву. Но и москвичи нередко равнодушны к изучению живописи.

Игорь Грабарь. Автопортрет с палитрой

Те же, кто ее изучает и постоянно посещает выставки и музеи, зачастую знают довольно мало. Это я отношу, прежде всего, к себе. Конечно, все знать невозможно. Но можно попытаться расширить свои горизонты познания, попытаться успеть…

Вот, например, много ли я знала об Игоре Эммануиловиче Грабаре? Сразу вспоминаются его живописные пейзажи: русские усадьбы, голубое небо, снег, солнечные блики, деревья, цветы… Его знаменитый автопортрет в дорогой шубе. И, увы, все. А ведь этот выдающийся художник получил юридическое и художественное образование, поездил по миру, участвовал в десятках выставок, общался с великими и просто интересными людьми. Он был выдающимся организатором, писателем и ученым. Но это я узнала только на юбилейной выставке в Третьяковской галерее. Я благодарна судьбе, что успела побывать там.

Итак, три линии жизни Игоря Грабаря.

Директор Третьяковской галереи

В 1913 году Игорь Грабарь стал попечителем, а вскоре и директором галереи, и был им в 1918-1925 годы. В переломные трагические годы – война, создание нового государства, полное переустройство жизни. Третьяковская галерея была частным музеем. В течение десяти лет она была преобразована в крупное государственное учреждение со своей структурой. Произошло переустройство экспозиции, системы учета и хранения экспонатов, составления каталогов. Были созданы новые отделы, новые формы функционирования библиотеки, архива, фотолаборатории, реставрации. Грабарь организовал Ученый совет как руководящий орган в галерее. Большое значение придавалось лекционной, экскурсионной и, конечно, выставочной работе.

Тогда, в период грандиозных изменений, было особенно важно пополнять фонды, расширять коллекцию. Начались активные поиски произведений древнерусского искусства – до этого имелись только иконы из личного собрания П. М. Третьякова. Начали приобретать и работы представителей авангарда: Гончаровой, Ларионова, Фалька, Лентулова, Машкова… Это стало началом новой вехи в истории галереи. Первыми в музее оказались произведения Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. Затем поступили декоративные натюрморты Ильи Машкова «Камелия» (1913 год) и «Тыква» (1914 год). «В них соединились поразительное техническое совершенство и последнее слово живописных исканий», – писал Игорь Эммануилович.

Многое тогда пришло в галерею из Государственного музейного фонда, который тоже создал и возглавлял Грабарь. Фонд был местом, куда поступали национализированные произведения, которые потом распределялись по музеям.

Грабарь — организатор реставрационных мастерских

Грабарь участвовал в организации музейного дела в масштабах всего государства. По его инициативе 10 июня 1918 года в Москве была создана Всероссийская комиссия по поиску и сохранению памятников древнерусской живописи. В ее главные задачи входило обнаружение, учет, спасение и реставрация произведений искусства.

В 1924 году Комиссия была реорганизована в Центральные государственные реставрационные мастерские во главе с директором (Грабарем до 1931 года). За это время удалось наладить систему государственного управления сферой охраны и реставрации памятников искусства, научную работу в области теории и методики реставрации, публикацию научных трудов. В Мастерских открыли лабораторию физико-технологических исследований, которую возглавил профессор С. А. Торопов. Начались экспедиции в регионы, их было более сорока. Русский Север, Кавказ, Урал, Крым, Беларусь… По всей стране собирали экспонаты. Множество древнерусских памятников попало тогда в музейные собрания.

Мастерские развивали связи с зарубежными странами. Тогда в России понимали, что открытость миру чрезвычайно важна во всех сферах, а в искусстве особенно. Важным событием стала уникальная выставка «Памятники древнерусской живописи. Русские иконы XII-XVII веков». Она с успехом прошла в 1929-1932 годах в Германии, Великобритании и США. Были представлены известные и неизвестные работы, а также были продемонстрированы успехи в реставрации. «Я перенес всю энергию на дело создания органа, который мог бы внести порядок в общемузейное дело России и наладить охрану памятников искусства и старины… Это дело увлекло меня всецело».

Грабарь – ученый

Академик, председатель научно-методического совета по охране памятников культуры при Президиуме Академии наук СССР. Директор Института истории искусств Академии наук СССР, действительный член Академии Художеств СССР, член-корреспондент Академии архитектуры СССР. Научный руководитель Государственных центральных художественно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР – вот далеко не полный перечень званий и заслуг Игоря Эммануиловича Грабаря.

В искусствоведении он начал научную деятельность в конце 1880 годов – как автор художественных обзоров и литературных эссе в журнале «Нива», затем начал печататься в журналах «Мир искусства», «Весы», «Золотой век», «Старые годы». Постепенно от небольших критических статей Грабарь перешел к крупным исследованиям и монографиям. Наиболее известны его труды о творчестве архитекторов Д. И. Жилярди и М. Ф. Казакова, иконописцев Андрея Рублева и Феофана Грека, художников русской реалистической школы В. А. Серова, И. Е. Репина. За свою жизнь он опубликовал более ста научных трудов.

В 1906 году Грабарь стал редактором и одним из авторов «Истории русского искусства» – коллективного сборника, заказанного издательством И. Н. Кнебеля. После Великой Отечественной войны был инициатором переиздания этого фундаментального труда.

А еще была огромная переписка. Погружение в чтение. Общение с семьей – женой и двумя детьми. Как Грабарю удавалось так много успевать? Он постоянно работал. Вставал в 6.00, ложился в 22.00, и как сам писал о себе: «Не любил заседать, никогда нигде не бывал по вечерам и по гостям, ибо берег свое время для дела».

Как хорошо, что состоялась эта выставка. Она закрыла славную страницу истории Третьяковской галереи.

Предыдущая новость Московского шестиклассника госпитализировали после удара чайником по голове
Следующая новость Отец репера Децла считает жену музыканта виновной в смерти сына

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *